Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе.

Для украшения праздника церковь требует великаго учителя и мудраго проповедника, а мы – нищи словом и мутны умом, и не имеем огня Святаго Духа на сложение душеполезных словес. Впрочем любви ради сущих со мною братий мало нечто скажем о поновлении Воскресения Христова. А вы с прилежанием послушайте.
 
  В минувшую неделю Святыя Пасхи было удивление для неба и устрашение для преисподней, и обновление твари, и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и погубление обманчивой власти диавола, спасение же человеческому роду Христовым воскресением; в минувшую неделю обнищал ветхий закон и поработилась суббота, – обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. В минувшую неделю все переменилось; земля сделалась небом, будучи очищена Богом от бесовских скверн, и ангелы с женами раболепно служили воскресению. Обновилась тварь; уже не будут называть богами стихий, ни солнца, ни огня, ни источников, ни деревьев. Отселе ад уже не принимает в жертву младенцев, закалаемых отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослужение, погублено насилие бесовское таинством креста, – и человеческий род не только спасен, но и освящен Христовою кровию. Ветхий же закон совсем обнищал, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцов и козлов; поелику Христос один самого Себя принес за всех в жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднование субботы, а облагодатствован ради воскресения день недельный и уже царствует среди дней седмицы, поелику в оный день Христос воскрес из мертвых. Увенчаем, братие, царственный день и принесем с верою честныя дары; дадим по силе, кто что может; тот – милостыню, и незлобие, и любовь; другой – чистое девство и веру и смирение нелицемерное; иной – пение псалмов и учение апостольское, и молитву с воздыханием к Богу: «ибо сам Господь чрез Моисея говорит: да не явишися предо Мною тощь» (Исх.34:20) в день праздника. Итак принесем Богу преждереченныя добродетели, да восприимем Божию милость, ибо не лишит Он добра приходящих к нему с верою: прославляющия Мя, сказал Он, прославлю.
 
  Восхвалим сию неделю новую прекрасную, в которую празднуем поновление воскресения. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновление мира и освобождение мертвых из ада преисподняго; Аптипасха же есть поновление воскресения, подобно тому как в ветхом законе Бог завещал в Египте Моисею так: «вот Я избавляю людей моих от работы фараоновой, и освобождаю от мучения приставников его, дабы ты поновлял день спасения твоего, когда я победил врагов твоих, о Израиль!» Так и мы поновляем ныне праздник победнаго дня Христова, в который Он соделал спасение всему миру, победил начальника власти темныя; посему и хлеб – артос от пасхи и до сего дня был освящаем в церкви, а ныне, возносимый иереями, преломляется, подобно опреснокам, которые были несены по пустыни на главах левитов, доколе перешли Чермное море, и когда уже хлеб сей освящен был Господу и вкушающие его были здравы и врагам страшны. Израильтяне, избавившись от телеснаго рабства, поновляли это событие, празднуя день опресночный; а мы, будучи спасены Владыкою от рабства мысленному фараону диаволу, поновляем победоносный против врагов день, и, принимая ныне сей священный хлеб, вкушаем оный, – также, как евреи вкушали хлеб небесный, ангельское брашно, – и храним оный на всякую благую потребу, на здравие телу и душам, на спасение и на отгнание всякаго недуга.
 
  Ныне древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Ныне небеса просветились, совлекшись, как бы вретища темных облаков и светлым воздухом своим исповедают славу Господню; я разумею небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостолов, которые, познав ныне на Сионе, явившагося им Господа и забыв всю печаль и скорбь и освятившись Духом Святым, ясно проповедают воскресение Христово. Ныне солнце, красуясь на высоте, восходит и радостно землю согревает; поелику Христос, Солнце праведное, возсиял от гроба и спасает всех верующих в Него. Ныне луна, сошедши с высшей степени, большему светилу честь воздает; так! – ветхий закон с своими субботами, согласно Писанию, прекратился, и Церковь чтит закон Христов и день недельный. Ныне зима греховная удалена покаянием и лед греховный растаял от благомыслия; так! зима кумирослужения удалена учением апостольским и верою Христовою и лед Фомина неверия растаял при виде ребр Христовых. Ныне красуется весна, оживляя земную природу, и ветры, тихо повевая сверху, умножают плоды и земля, питая семена, рождаст зеленую траву; так! – весна красная – это вера Христова, которая крещением возрождает человеческую природу: бурные ветры – это греховные помыслы, которые, чрез покаяние превратившись в добрые, умножают душеполезные плоды; земля же – это наша природа, которая, приняв слово Божие, как семя, и всегда чреватая страхом Божиим, рождает дух спасения. Ныне новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбегая, скачут и, скоро возвращаясь к матерям, веселятся, – да и пастухи, играя на свирелях, с веселием Христа хвалят: агнцы, – это кроткие язычники, а тельцы – кумирослужители неверных стран, которые вследствие Христова вочеловечения и апостольскаго учения и чудес, взявшись за закон и обратившись ко святой Церкви, сосут млеко учения, – а учители Христова стада, молясь о всех, славят Христа Бога, всех волков и агнцев во едино стадо собравшаго. Ныне деревья пускают отрасли, и разцветают душистые цветы и разливают приятное благоухание; и земледельцы, трудясь с надеждою, призывают Христа, подателя плодов; так и мы были прежде как деревья лесныя, безплодныя, а ныне привилась Христова, вера к нашему неверию, и привитыя деревья, держась корня Иессеева и произращая цветы добродетелей, ожидают новаго бытия в раю Христовом; – а равно и святители, и игумены, трудящиеся ради Церкви, ожидают от Христа награды. Ныне словесный пахарь, налагая на словесных тельцов духовное ярмо, и погружая крестное рало в мысленных броздах, и проводя борозду покаяния и посевая семя духовное, веселится надеждою благ будущих. – Ныне все древнее закончилось, все стало новым ради воскресения. Ныне наводняются реки апостольския, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измерив глубину Божия вочеловечения, находят церковную мрежу, полную улова. Ныне трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всех удивляет, изображая собою монахов; ибо и те и другия, живя в пустынях, сами себя пропитывают, удивляют ангелов и человеков и собирают с цветов медовый сот на услаждение человеков и потребу церковную. Ныне все сладкогласныя птицы церковных ликов, свивая гнезда, веселятся; «(ибо птица, – сказал пророк, – обрела гнездо себе – олтари Твои,)» – и каждая воспевая свою песнь, славит Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, диаконы, дьячки, – и каждый чин, воспевая свою песнь, славит Господа. Ныне обновились все лики святых, получив новую жизнь о Христе; пророки и патриархи, потрудившись, в райской почивают жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небе и на земле. Мученики, исповедники, претерпев страдания за Христа, со ангелами венчаются. Цари и князья благоверные спасаются слушанием святых книг. Девственники, иноки, терпеливо понесшие свой крест, следуют от земли на небо за первенцем Христом; постники и пустынники, приняв от руки Господней награду за труд, в гoрнем граде со святыми веселятся. Ныне для новых людей праздник обновления воскресения Христова и Господу приносится все новое: от язычников вера, от христиан богослужение, от иереев священныя жертвы, от мирских владык боголюбезная милостыня, от вельмож попечение о церкви, от праведников смиренномудрие, от грешников истинное покаяние, от нечестивых обращение к Богу, от враждующих между собою духовная любовь.
 
  Взойдем и мы, братие, ныне мысленно в Сионскую горницу, ибо там собрались апостолы и сам Иисус Христос, при заключенных дверях, явился среди их, и сказав: «мир вам, исполнил их радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видевше Господа» (Ин.20:21), и отвергли всякую печаль телесную и страх сердечный; в души их проникла духовная смелость, когда они познали своего Владыку, Ибо Он обнажил пред всеми свои ребра и показал Фоме на руках и ногах язвы гвоздинныя. Фома не видел Господа вместе с другими учениками в первое Его пришествие и, слышав о Его воскресении, считал слух ложным и не верил, но, желая быть самовидцем Христа, говорил так: аще не вложу руки моея в ребра Его, и перста моего в язвы гвоздинныя, не иму веры. Посему и Господь, не упрекая Фому, говорил: «принеси руку свою, и осязай пробождение ребр Моих, и веруй, яко сам Аз есмь». Патриархи и пророки преже тебя провидели Меня и веровали Моему вочеловечению. Испытай же пророчество обо Мне Исаии: «копием, – сказано, – в ребра прободен бысть и изыде кровь и вода» (Ин.19:34). Я был прободен копием в ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрез ребро; тебя ли покину неверующаго? Осязай Меня! Я тот самый, котораго некогда осязал Симеон и с верою просил отпущения с миром. И не буди неверен, как Ирод, который, слышав о Моем рождении, говорил волхвам: «где Христос раждается? да шед поклонюся Ему» (Мф.2:8), а в сердце помышлял об убиении Моем; но хотя и младенцев перебил, но Того, кого искал, не нашел: взыщут бо Мене злии и не обрящут. Веруй Мне, Фома, и знай Меня, как Авраам, к которому под сень Я пришел с двумя ангелами, и он узнал Меня, и назвал Меня Господом, и молился о Содоме, чтобы Я не погубил города, хотя бы в нем нашлось не более десяти праведников. И не буди неверен, как Валаам, который, будучи одушевлен Духом Святым предсказал Мое за мир умерщвление, а потом прельстился корыстью и погиб. Верь Мне, Фома, яко сам Аз есмь тот самый, котораго Иаков видел ночью утверждающимся на лествице, и опять узнал Меня духом, когда Я боролся с ним в Месопотамии; ибо тогда Я обещался вочеловечиться в племени его. И не буди неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасшаго в пещи отроков от огня, и по истине назвал Меня Сыном Божиим, а потом опять, уклонившись к своим прелестям, погиб. Верь Мне, Фома, яко Аз есмь Тот самый, образ котораго видел Исаия на престоле превысоком среди множества ангелов. Я являлся Иезекиилю среди животных в человеческом образе и вас прообразил пророку в виде колес, придержащихся к животным и воздвизающихся вместе со Мною: дух жизни, бывший тогда в колесах – это Дух Святый, котораго Я ныне вдохнул в вас. Я тот, котораго видел Даниил на облаках небесных, подобнаго Сыну человеческому, сошедшаго к Ветхому деньми: сей пророк изобразил данную Мне от Бога власть на небе и на земле. Принеси, о Близнец, твой перст и осяжи руки Мои, которыми Я слепым отверзал очи и глухим давал слух и немым дар слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я в вашем присутствии ходил по морю и шествовал по воздуху; этими же стопами Я вошел в преисподнюю и попрал ад, а потом путешествовал с Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди неверен, но верен». – Отвечал Фома: «верую, Господи, что Ты Бог мой, о котором писали пророки, предвидя Духом, котораго прообразовал в законе Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганию книжники и иудеи, котораго осудил на распятие Пилат с Каиафою, – котораго Бог Отец воскресил из мертвых. Вижу ребра, из которых источил Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; – кровь, да освятишь человеческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты некогда создал всю тварь, насадил рай, сотворил человека, благословил патриархов, помазал царей, освятил апостолов. Вижу ноги Твои, прикоснувшись к которым блудница грехов одпущение приняла, припадши к которым вдовица мертваго сына живым с душею восприяла; у этих ног кровоточивая, прикоснувшись края риз, исцелела от недуга. И я, Господи, верую, что Ты Бог». И сказал ему Иисус: ты, видев Меня, веровал; блаженны не видевшие, но веровавшие.
 
   Итак, братие, будем веровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославим воскресшаго, поверим явившемуся апостолам, воспоем показавшаго ребра Свои Фоме, похвалим пришедшаго оживить нас, исповедаем просветившаго нас, возвеличим подавшаго нам обилие всех благ, познаем Единаго от Троицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава со Отцем и Святым Духом и ныне и присно. [Аминь.]
Святитель Кирилл Туровский
 
Источник: Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровскаго с предварительным очерком истории Турова и туровской иерархии до XIII века. – Издание Преосвященнаго Евгения, епископа Минскаго и Туровскаго. – Киев: В Типографии Киево-Печерской Лавры, 1880. – с. 14–22.