Слова на Святую Пасху.
О том же (о Пасхе) 6-е
1. Священные лучи света Христова уже засияли, и ясные звезды чистого Духа взошли, небесные же царские власти открыли сокровищницы Божества. Ночь долгая и темная поглощена, мрачная смерть сокрыта, жизнь всем открыта, все полно неиссякаемого света, восток Востоков господствует над всем, и рожденный прежде денницы, бессмертный, великий Христос является перед всеми светлее солнца. Теперь наступает долгий, вечный и неугасающий для нас, верующих, светлый день, – пасха таинственная, образно совершавшаяся во времена господства закона, пасха – достойное удивления дело божественного совершенства и силы. Поистине праздник и вечно живой памятник! Из страсти бесстрастие, из смерти бессмертие, из умерщвления жизнь, из поражения исцеление, из падения восстание, из нисхождения восхождение! Так Бог производит великое! Так из невозможного творит неожиданное, для того, чтобы можно было узнать, что для Его одной воли все возможно! Итак, пусть закон устанавливает эти образы, пусть ангел изъясняет, возвещая великое пришествие великого Царя, пусть предуказывает истину теми событиями, при которых множество египетских первенцев умерло, а Израиль был спасен таинственной кровью. Это все – тень будущего; а у нас – исполнение уподоблений и осуществление образов, вместо тени – сама истина во всей своей точности и твердости. Там агнец из стада, здесь Агнец с небес; там знак крови, на время отклонявший опасность, здесь Слово – сосуд полный божественной крови и Духа; там овца из стада, здесь вместо овцы сам Пастырь «как овца, веден был... на заклание» (Ис.53:7). Вот, каким образом те события предвозвестили всецелое спасение! Одни лишь образы – и те оказались спасительными. Да возрадуются же небеса небес, как вопиет божественный Дух, возвещая славу Божию; да празднуют небесные ангелы и архангелы; да торжествуют и все небесные силы, видя верховного Вождя вышних воинств, телесно приходящего в образе ходатая; да празднуют хоры звезд, показывая Восшедшего прежде денницы; да празднует и воздух, неизмеримо простирающийся в глубину и широту; да празднует морская вода, удостоившаяся священных следов и хождения; да празднует и земля, омытая божественной кровью; да празднует и всякая человеческая душа, возрожденная воскресением! Это – пасха, общее торжество всех вследствие исполнения отеческой воли в мире, посольство Христа, божественный восток над землею, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь бессмертная для всего мира, смертоносная для смерти, нетленное небесное блаженство для людей, священное торжество, предвозвещение древних и новых таинств, видимых на земле и на небесах, созерцаемых теми, кто принял их новыми и со священным познанием. Вот что можем мы вкратце сказать об этом предмете. Таков всенародный праздник пасхи. Для того, чтобы и нам принять некоторое участие в слове, как бы в пиршестве (не земным, но небесным питаясь, пусть вкусим и мы этой мысленной пасхи с духовным желанием, как и Иисус возжелал есть с нами пасху), – вот мы вкратце скажем сначала о том, что гласил закон [о пасхе] и как он осуществлялся, и почему закон был дан после оставления Египта; затем покажем и то, какова цель установления пасхи и какое это таинство – пасха, – все и во всех отношениях превосходящее. Приведем прежде всего сами слова Св. Писания, чтобы затем легче и удобнее было рассмотреть с возможною обстоятельностью. «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу... Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра..., но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб» (Исх.12:1–15). «И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее; а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее. В одном доме должно есть ее, не выносите мяса вон из дома и костей ее не сокрушайте. Все общество Израиля должно совершать ее... А никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх.12:43–44, 46–49). Такими чертами божественное Писание предобразило таинственно наш священный праздник. Исследуем же тщательно и с возможною обстоятельностью прочитанное сейчас, изъясняя с помощью ваших молитв глубокие тайны Писания, не искажая истины написанного, но проникая в действительный смысл того, что облечено в предложенные здесь образы. Ведь и скинию божественный Дух повелел устроить Моисею: «как покажу Я тебе, – сказал Он, – так устрой ее». То, что усматривается нами через посредство прообразов, таинственно мыслится, как первообраз, как подлинник совершающегося на наших глазах.
2. Скажем, во-первых, о том, какой это месяц – начало месяцев, почему этот пасхальный месяц делается первым между месяцами года, во-вторых, что это за агнец, отделяемый в десятый день месяца, – агнец совершенный, мужеского пола, однолетний; кто это – сосед и кто ближний, принимаемый [в дом для вкушения пасхи]; почему агнец сохраняется до четырнадцатого дня и закалывается к вечеру; почему закалывает его все множество собрания сынов Израилевых к вечеру; что означает кровь на двух столбах и на притолке; почему едят мясо ночью и притом печеным на огне, а не сырым, и не вареным в воде; почему едят голову с ногами и внутренностями; почему не ломаются кости; что такое опресноки и горькие травы; для чего это – «ешьте его с поспешностью»; какие это чресла должны быть подпоясаны, что это за сапоги на ногах, и что такое посохи в руках; и вообще, что означает эта пасха Господня, и почему кровь для тех домов, на которых она будет, будет иметь такую силу, что «увижу – говорит Господь – кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую»; для чего повелено семь дней есть опресноки; почему иноплеменник не должен есть пасху; что это значит – «в одном доме должно есть ее», и не выносите мяса вон из дому, и костей не ломайте от него; «все общество Израиля должно совершать ее... А никакой необрезанный не должен есть ее». «Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами», – один и тот же закон для обоих. Вот образы, символы и тайны, у израильтян зримо бывавшие, у нас же духовно совершающиеся. Немного побеседовав об этом, мы таким образом дойдем до тайн истины: как понимать пришествие Иисуса Христа после закона; почему Он пришел и притом с телом; что за пасха, которую Он желал есть с нами; почему Он, словом воскрешавший мертвых, не посрамил смерть совсем, оставшись в живых; почему претерпел крест даже до смерти; что означает терновый венец, которым Он был украшен, или – уксус и желчь, которые Он пил; что означает пронзенное ребро, из которого вытекла кровь и вода; почему молился Он о том, чтобы миновала Его чаша, которую Он должен был выпить до конца; кто эти разбойники, распятые вместе с Ним, и который из них в раю; почему дух предается в руки Отца, а тело полагается в новом гробе; что означают слова: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43), в применении к нынешним обстоятельствам; что означают три дня, которые Он пробыл под землею; почему первыми видят Его женщины, и объявляющий радостную весть говорит: жены, «радуйтесь» (Мф.28:9)? Вот наши яства во время священного праздника! Вот трапеза духовная! Вот бессмертная пища и наслаждение! Вкусив хлеба с небес, испив чашу радости, кипящую и огненную, потому что кровь согрета свыше горячим дыханием, возвратившись к слову, [покажем] сначала, каков был закон и каково домостроительство закона. Таким-то образом из сравнения мы узнаем, что такое – слово и что – свобода слова. Закон, данный через Моисея, есть совокупность разнообразных и необходимых учений, общеполезное собрание всего хорошего в жизни, таинственное подражание порядкам небесной жизни, светильники и подсвечники, огонь и свет, отблеск горнего света. Закон, данный через Моисея, есть прообраз благочестия, пособие в добром порядке жизни, сдержка для первого греха, намек на будущую истину. Закон, данный через Моисея, есть наказание египетского заблуждения, написанное перстом Божиим, потому что иначе бы высокая рука сохранялась. Закон, данный через Моисея, наставник благочестия, путеводитель к справедливости, просвещение слепых, воспитатель неразумных младенцев, оковы для дурно поступающих, узда для жестоковыйных, принудительное иго для зложелательствующих. Закон, данный через Моисея, воспитание мудрых, упражнение в делах необходимых, училище для познания мира, предводительное наставление, преходящая тайна. Закон, данный через Моисея, есть символическое, состоящее из намеков, сокращение будущей благодати, возвещающее образами исполнение будущей истины, жертвами – (святую) жертву, кровью – кровь, агнцем – Агнца, голубем – голубя с небес, жертвенниками – Первосвященника, храмом – дом Божества, огнем жертвенным – весь вообще свет, свыше озаряющий мир. Раскроем же здесь таинственный смысл закона. Прежде всего необходимо было явиться закону именно после выхода из Египта, чтобы искоренить зло в душе, всецело отдавшейся вещественному, в сердце, настроившемся по-египетски, срезать, наподобие плуга, внутреннее густо разросшееся терние помыслов, провести борозды в глубине души, обновить душу для восприятия божественного небесного слова. Поэтому справедливо божественный Дух вопиет: «распашите себе новые нивы и не сейте между тернами» (Иер.4:3). Поэтому и пасха таинственно начинается прежде всего из Египта, пасха – этот первый удар мрачному идолослужению, таинственное отсечение безбожного идольского безумия, справедливое ночное поражение первородных семян заблуждения. Известно, что Египет испытывал избиение первенцев, и умирало целое поколение, которое было рождено, – с тою целью, чтобы жестоковыйный фараон, не вразумившись первыми казнями, хотя и поздно вразумился, а Израиль так необычайно был спасен, Бог же прославился во всем. Множество египтян казнится, а у Израиля празднуется пасха, которая и называется поэтому пасхой в празднестве Господнем и в которой сокрыты многие священные тайны человеколюбия Божия. А смысл всего этого следующий. Египет – это большой и мрачный образ темного и глубокого заблуждения. Здесь именно возникли первые зачатки того обмана, в силу которого тельцы и рыбы, звери и птицы и все подобного рода живые существа были боготворимы и почитаемы за богов. Вот почему, когда открылся с небес справедливый гнев и большой ужас объял всю землю, тогда прежде всего уничтожается суеверное и безумное идольское заблуждение, потому что «над всеми богами Египетскими, – говорит, – произведу суд. Я Господь» (Исх.12:12). Казнь обрушивается на всех первенцев, так как, усвояя себе самую отдаленную древность, (египтяне) содержали самое древнее служение идолам. Казнь совершается среди ночного мрака, потому что мрачны, печальны, неприятны и беззвучны были требища темных дел и демонов. «И покажу, – говорит, – чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» (Деян.2:19–20). «Для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» (Ам.5:18–20). Кровь же знак печати Христовой, это мое таинство; знак не означал сам по себе истину, а только указывал на будущую истину. Всех тех, которые имеют знак крови на душах своих, подобно помазанному на домах, как изображено в законе, всех их пагубная казнь минует. И на которых, говорит, домах «увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:13). Итак, кровь является здесь знаком предохранительным, как для домов, так и для душ (ведь и душа божественным Духом и верою уготовляется в священно-приличное жилище). Этот-то знак и предохраняет верующих. Таково таинственное значение пасхи для всего мира.
3. Послушай, какое значение имеют частности, которые мы и попытаемся объяснить, насколько это нам по силам. Что именно здесь истинно, это известно Богу-Слову, устроившему священную пасху в виду Себя самого и ради Себя самого, а нам, как людям, пусть будет дано снисхождение, если мы в чем-нибудь и ошибемся. Обратившись к прежнему, объясним прежде всего это выражение: месяц начало месяцев. Почему месяц пасхи есть первый между месяцами года? Тайное еврейское предание говорит, что это – именно то время, в которое Господь времен и Творец Бог некогда все создал. И это есть первый цвет создания, красота мира, когда сам Творец мысленно видел всю красивую картину, стройно двигающуюся, украшенную благоустройством небес, благоприятным сочетанием времен (года), правильным движением солнца, восходом еще не ослабевшего света, и уже украшенную рождением плодов, быстрым ростом растений, цветистыми побегами деревьев, уже нарождающимися поколениями стад, когда вся земля уже зазеленела, а цветущие плодовые деревья готовятся принести плод, когда земледелец, отвязав ярмо от плуга, дает отдых скрипучей телеге и, бросив в землю божественные плоды, ожидает сверху небесных дождей, когда пастух уже доит белое молоко, когда пчела делает сладкие соты, лепя из воску, когда корабельщик, радуясь блестящему морю, смело пускается с корыстолюбивыми замыслами в синие волны. Этот момент всеобщего согласия и полного благоустройства, это, так сказать, благодатное время, весна по всей своей прелести – и есть первый начаток времени. Для меня это несомненно, я так думаю и даже уверен, что началом, главою и первым вождем всякого времени должен быть считаем именно месяц пасхи, во время которого совершается и священнодействуется это великое таинство, чтобы как Господь от начала есть первородный первенец всего мыслимого и невидимого, так и этот месяц, вследствие значения священного торжества, сделался первым месяцем года и началом всякого времени. Это тот самый год (лето), о котором Св. Писание гласит: «проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:19). Овца есть священная жертва. Сам «как овца, – говорится, – веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен» (Деян.8:32). И Иоанн: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29). Совершенный агнец и однолетний; совершенный, как считается на земле. Год, считаясь мерою времени на земле, делая круг и обращаясь в самого себя, этим круговым движением и обращением в самого себя уподобляется неизмеримой вечности. То, что агнец берется в десятый день месяца, имеет большое символическое значение. Промежуток времени до евангелия был заполнен законом; самым же главным учением в законе служит десятисловие; и вот именно после десяти заповедей закона приходит таинственный Агнец с небес. Сохраняется (агнец) в продолжение нескольких промежуточных дней, чем в Писании обозначается время пребывания (Христа) во плоти до страдания и содержания Его под стражею в доме первосвященника. Допускаемый к ядению агнца ближний, сосед – это я, потому что ты, Израиль, не вместил в себе Агнца. Затем, агнец закалывается к вечеру, потому что также и священный Агнец умерщвляется на закате солнца. Закалывает агнца все многочисленное собрание сынов Израилевых. И действительно, весь Израиль в своем неверии принял на себя вину за ту драгоценную кровь, – весь Израиль, в то время убивавший и до ныне не верующий. Поэтому против них свидетельствует Божественный Дух и гласит, говоря: «ваши руки полны крови» (Ис.1:15). Притолка, помазанная кровью, это Церковь, а два столба – это два народа, потому что Спаситель не довольствуется тем, что сначала послал к тебе, Израиль. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24). Я, как собачонка, сидел у чужого стола, не имея еще возможности есть хлеба, но собирая падающие крошки и питаясь от чужой пищи. Но после того, как ты не узнал манны с небес, хлеб был перенесен через веру ко мне, и я, вместо собаки сделавшись уже сыном, ем мясо. Померк свет мира перед великим (сиянием) тела Христова. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). «Мясо, испеченное на огне»: огненно ведь мысленное тело Христа. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк.12:49)? Не сырое мясо, чтобы слово было не трудное, полезное и приятное; и не сваренное в воде, чтобы слово не было слабым, водянистым, и растворенным. «Голову с ногами и внутренностями». Начало и середина, как невидимый совет; ноги, как человек. Голова с ногами и внутренностями. Начало, середина и конец: все содержит, заключает и соединяет в Себе самом неразрешимыми связями, сделавшись действительно посредником между Богом и человеком. «Голову с ногами и внутренностями». Высота, глубина и широта суть утверждения земли. «Голову с ногами и внутренностями». Закон и слово, как совет. «Как прекрасны на горах ноги благовестника» (Ис.52:7). «Костей ее не сокрушайте» (Исх.12:46), – чтобы удостоверить воскресение с телом. «Подай, – говорит, – перст твой в раны от гвоздей» (Ин.20:27, 25), чтобы знать, «ибо дух плоти и костей не имеет» (Лк.24:39). Опресноки ешьте с горькими травами, – потому что горьки они для тебя и знаменуют горькие дела. «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис.1:7). «Ешьте пасху с поспешностью» (Исх.12:11). И конечно, всякому намеревающемуся приступить к такому телу должно быть добрым и трезвым. «Препоясав чресла ваши». Должны быть оставлены природные путы – плотские стремления и грязные удовольствия. «Обув ноги», – чтобы пути были правильные, опоры – не кривые для утверждения истины. Сандалии ваши, которые Моисей развязал, а Христос подвязал, на ногах ваших. «Сними, – говорится, – обувь твою с ног твоих» (Исх.3:5), – чтобы видно было временное значение закона. «Я недостоин развязать ремень обуви Его» (Лк.3:16), – чтобы показать всеобщее значение заключенного договора. «И взяли каждый свой жезл» (Чис.17:9). Знак божественной силы, опора мыслительной твердости. Жезл (для) Моисея, жезл (для) Аарона, жезл ореховый, жезл, разделяющий бездны морские, жезл, подслащающий горечь источников, жезл, на котором покоятся семь святых даров Духа Божественного: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис.11:2–3). Это – пасха, пасха Господня! возгласил Дух, потому что она не образ, не вымысел, не тень, но пасха истинно Господня. Кровь – знамение, знамение будущей истины, прообраз истинного Духа, подражание великому помазанию. «И увижу кровь и пройду мимо вас». Поистине Ты укрыл нас, Иисус, от великой гибели, протянул отеческие руки, скрыл нас под Своими отеческими крыльями, пролил божественную кровь на земле и совершил примирение, запечатленное кровью Твоею по человеколюбию Твоему, удалил от нас грозный гнев и восстановил для нас тот древний мир. Итак, пусть те едят опресноки семь дней, наблюдая седмеричное время в мире и вкушая определенную законом на земле земную пищу; наша же пасха – жертва Христова, у нас новое тесто для Его священного смешения, для того, чтобы, всецело заквасившись лучшею силою, нам соединиться с Духом Его. И само царство небесное я заквасил смешанной закваской соответственно трем мерам пшеничной муки. Отсюда и пасха. «Никакой иноплеменник не должен есть ее». Я не бросаю жемчуга перед свиньями, не даю святого собакам. Служащий прежде греху пусть обрежет сердце и, освободившись от горького рабства, приступит затем с достоинством к таинству; тогда, имея независимость, будет свободно есть пасху, потому что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13).
4. «В одном доме должно есть ее, ...не выносите мяса вон из дома» (Исх.12:46). Одно есть собрание и один есть дом; это – Церковь, в которой вкушается священное тело Христово; поэтому из единого дома Церкви тело не выносится вон. Вкушающий же в другом месте, как нечестивец и вор, будет наказан. «Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца». Где Христос, там свобода всем, равенство, один закон: все приобретены драгоценной кровью. Поэтому ты более уже не раб, более не иудей, но свободный: все мы свободны во Христе. Слушай же, слушай после прообразов и ветхозаветного домостроительства, каково домостроительство по пришествии Христа на землю. Что такое – пришествие Христа? Избавление от рабства, освобождение от прежней нужды, честь усыновления (Богу), источник отпущения грехов, поистине бессмертная жизнь во всех. Видя свыше нас, мучимых смертью, связанных узами тления, направляющихся по одному неизбежному и бесповоротному пути, пришедши и приняв первоначальный по совету отеческому образ, Слово не ангелам, не архангелам поручило служение за нас, но само приняло борьбу за нас, повинуясь отеческим заповедям. Так как чистый божественный Дух для всех был недоступен и не все могли чувствовать непосредственное влияние Его, Он сам, добровольно собравшись, пришел таким, каким пожелал, не сделавшись сам по себе ни меньше, ни хуже и не утратив славы, и вследствие избытка отеческого могущества не лишившись того, что имел, но прибавив еще и то, чего не имел. Пришел Он таким, каким могли Его принять. А так как нужно было какое-либо вместилище для божественного Духа, чтобы первые стали участниками человеческой природы и существа, то, очистив и сопричислив, отделив и отбросив то, что было грязно и ненужно, чистое же, ясное и светлое озарив, осветив блеском, окружив сиянием, воспламенив, сделав небольшим храмом, воспитав в целомудрии и, так сказать, возведя до степени ангела, Он телесно принял на себя человеческий образ, происхождение имея духовное (восток), вид же получив человеческий. Вот почему Св. Писание весьма таинственно и обрисовало Его, говоря так: «вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ» (Зах.6:12), отрасль именно как бы по духу, а муж по телу, потому что «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35). Так как происхождение Его было необычайно и божественно, то естественно и Дух удивился, говоря: «род Его кто изъяснит» (Ис.53:8)? Четыре существуют отличительные наименования божественности, которые более других уместны, когда речь идет о Духе: это – господство, божественность, сыновство и царство вечное; смотри же, не удостоился ли Он получить эти добродетели и славу. Сначала смотри – Он Господь. «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Пс.109:1). Видишь ли, что Он Господь от Господа? Смотри – Он и Сын Его. «Он будет звать Меня: Ты отец мой... И Я сделаю его первенцем» (Пс.88:27–28), и: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс.2:7–8). Видишь ли, что Он Сын первородный и единородный? Смотри – Он и Бог. «Люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный» (Ис.45:14–15). Видел, что Он Бог? Смотри – Он и вечный Царь. «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7–8). Видел, что Он Царь? Смотри – Он, будучи Царем, и Господь сил. «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы» (Пс.23:7–8, 10). Видишь ли, что Он, будучи царем, есть и Господь сил? А из дальнейшего ты усмотришь, что Он был и вечным Первосвященником. «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109:4). Поэтому, если Он и Господь, и Бог, и Сын, и Царь, и Господь сил, и вечный Первосвященник, то, когда хочет, Он есть и человек. Кто познает Его? Без сомнения, по виду Он человек, а предвечно Бог. А чтобы Он не показался, по мнению людей, случайным и не имеющим происхождения призраком или – духом, явившимся на земле, – слушай, что Он был и младенцем. «Слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:13–14). «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:5–6). Без сомнения, этот великий Иисус пришел к нам, как Бог и человек: никто не должен сомневаться. Господственное вместилось в человеческом теле. Также и Адам первое таинственное дыхание Отца получил на земле, будучи перстью, потому что божественный Дух не терпит вреда, по воле Божией соединяясь в телом. И если первая персть вмещает священного Духа, – одушевленное тело вмещает бессмертную жизнь Христову. Поэтому, когда бы Дух только пришел в того, кто был порабощен греху и смерти, то великое явление тела было бы излишне, если бы ни грех, ни смерть не были побеждены. Но надлежало и греху быть уничтоженным. Потому-то Он «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет.2:22). Поэтому-то Он облекся сначала в это бедное и смертное тело, как говорит о Нем Дух: «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» (Ис.53:2–3). «В подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим.8:3), показав, что не больные нуждаются во враче, но болящие. Он лечил наши немощные тела, а особенно исцелял болезни могущественною силою, чтобы исполнилось сказанное: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы. Я Господь, это – Мое имя» (Ис.42:6–8). «Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.42:18, Мф.4:16, Ис.35:6). После того, как зло по частям было уничтожено, последним врагом ниспровергается смерть. «Смерть! где твое жало» (Ос.13:14)?
5. Такова была пасха, которую Иисус восхотел принести за нас. Страданием Он освободил нас от страданий и смертью победил смерть и через видимую пищу даровал Свою бессмертную жизнь. Вот, спасительное желание Иисуса! Вот высочайшая духовная любовь: представить образы, как образы, а священное тело дать ученикам Своим. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26–28). Поэтому Он не столько желает вместе есть, сколько страдать, чтобы через вкушение освободить нас от страдания, поэтому, водрузив вместо того древа древо крестное, пригвоздив на нем руку, послужившую некогда праотцу для греха, Он показал, что вся жизнь поистине висит в Нем. Ты, Израиль, не мог есть, мы же с твердым знанием духовно вкусили и, вкусив, не умираем. Это дерево служит для меня к вечному спасению; в нем моя пища и угощение; в корнях его я имею опору, вместе с ветвями его распространяюсь, его духом, как воздухом, живу. Под тенью его я устроил шатер и, укрываясь от сильного зноя, имею здесь прохладное убежище, цвету с его цветами, вполне наслаждаюсь его плодами и беспрепятственно вкушаю плоды, сбереженные для меня от начала. Это пища для утоления моего голода, источник для утоления моей жажды, покров для моего обнаженного тела; тут и листья – дух жизни, а не листья смоковницы. Когда я страшусь Бога, оно для меня защита, когда колеблюсь, опора, когда веду борьбу, награда, когда победил, знак победы; оно для меня маленькая тропинка, узкая дорога; оно – лестница Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы, а на верху утверждается Господь. Это дерево весьма высокое, простирающееся от земли до неба, бессмертное насаждение, утвердившееся в середине между небом и землей, опора и утверждение для всего, подпора всей вселенной, оно есть мировая связь, содержащая в себе сущность разнообразного и человеческого бытия, оно скреплено невидимыми духовными связями, чтобы, соединившись с Божеством, более уже не отрешаться, оно вершинами касается небес, а ногами упирается в землю, неизмеримыми же руками обнимает со всех сторон все, кто находится в середине. Весь всецело был Он везде и во всем, и единственно по Своей воле обнаженным выступил против воздушных властей. В этой борьбе, как бы под влиянием минутной слабости, Он умоляет, чтобы миновала Его чаша, показывая тем действительность Своей человеческой природы, но затем, помня ради чего Он послан, и желая выполнить домостроительство, Он снова возглашает: «не Моя воля, но Твоя да будет; дух бодр, плоть же немощна» (Лк.22:42, Мф.26:41). В борьбе за душу, подобно победителю, Он сначала принимает на священную главу венок из терния, сняв с земли все прежнее проклятие, очистив божественной главою землю от терния, умножившегося под влиянием греха; пьет горько-кислую желчь дракона тот, кто все источники сам сделал для нас приятными. Желая разрешить дело жены и сохранить ее, сначала явившуюся из ребра и принесшую смерть, Он сам отдал на пронзение Свое священное ребро, из которого вытекла священная кровь и вода, совершенные и священные знаки духовного таинственного бракосочетания, усыновления и возрождения. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк.3:16), – водою, как Духом, а кровью, как огнем. Тогда же с Ним вместе распинаются два разбойника, знаменующие собою два народа. Один из них после раскаяния становится благомыслящим, выражает после примирения исповедание и делается благочестивым по отношению к Господу; другой же, будучи жестоковыйным, волнуется, остается неразумным по отношению к Господу и нечестивым и охотно остается при прежних заблуждениях. Так и в душе борются два течения мыслей: одно из них, отстраняясь от прежних заблуждений, направляется к Господу, почему после покаяния и удостаивается человеколюбия и чести, другое же не может заслужить оправдания, потому что не поддается перемене и до конца остается разбойником. Когда мировая борьба приходила к концу, когда Победитель был уже близок к победе, и, не превозносясь, как Бог, но и не будучи побежден, как человек, перед лицом всей вселенной воздвигал уже Свое победное знамя и сам в Себе торжествовал над посрамлением врага, тогда-то все изумилось перед силою терпения, тогда-то небеса поколебались, силы небесные, престолы и законы пришли в смятение, видя висящим на древе верховного Вождя великой силы: немного не доставало, чтобы звезды попадали с неба, видя закатившуюся денницу; на некоторое время померк даже огонь солнца, видя великий Свет мира помрачившимся. Тогда камни на земле раскололись, обличая неразумие Израиля, не узнавшего того духовного Камня, из которого пил, пока был послушен. Разодралась церковная завеса, сострадая (Христу) и показывая поистине небесного Первосвященника. Едва ли не разрушился бы и не уничтожился от страха страдания весь мир, если бы великий Иисус не испустил божественного Духа, сказав: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк.23:46). Когда все было поколеблено и потрясено, когда все от страха пришло в волнение, затем, при восхождении назад божественного духа, все стало снова одушевленным, оживотворенным и твердым, как будто божественное напряжение почувствовалось во всем и везде и как будто распятие на кресте коснулось всего. О, единое в едином и все во всем! Пусть небеса имеют дух твой, а рай – душу: сегодня, говорит, буду с тобою в раю; а кровь пусть остается на земле. Неделимый разделяется на части, чтобы все спаслось, чтобы самое низкое место не оставалось закрытым для божественного пришествия. Лица Его мы не видели, но голос Его слышали. Так, еще при жизни, пользуясь царской властью, Он разрешил оковы смерти, когда сказал: «Лазарь! иди вон» (Ин.11:43), и: «девица, тебе говорю, встань» (Мк.5:41), – чтобы обнаружилась Его могущественная власть. а теперь и всего Себя Он отдал смерти, чтобы умертвить ненасытного зверя, уничтожить оковы, которые нельзя было заполнить. Для бессмертного тела Он повсюду искал свойственной ему пищи, которая не связывалась бы как-нибудь ни с удовольствием, ни со злобою, ни с непослушанием, ни вообще с древним грехом, первой пищей смерти, потому что, говорится, жало смерти грех (1Кор.15:56). И так как в нем не нашлось ничего, что могло быть пищей для смерти, то она, оставшись сама по себе и лишившись пищи, сама для себя сделалась смертью, как пророчески и объявляли многие из праведных о воскресении первородного из мертвых. Он для того и перенес трехдневное пребывание в земле, чтобы вместо закона самому спасти весь сполна род человеческий. Может быть для того Он и сделался тридневным, чтобы в человеке восстановить во всей целости – душу, дух и тело. По воскресении, Его прежде всех видят женщины; как женщина ввела в мир первый грех, так первая возвещает и жизнь миру. Потому-то и слышат женщины священный голос: «радуйтесь» (Мф.28:9), – чтобы первая печаль (изгладилась) радостью воскресения*), и чтобы для неверующих удостоверено было Его воскресение из мертвых вместе с телом. А как Он всецело облекся внешним видом ветхого человека и, облекшись им, преобразил его в небесный, то этот вид, соединившись с Ним, вместе с Ним восшел и на небеса. Силы же небесные, видя великое таинство, – человека уже в Боге восходящего, – получив повеление, возопили с радостью вышним воинствам: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы». Эти, видя новое чудо, – человека соединенного с Богом, – в свою очередь восклицают: «кто сей Царь славы»? А те на вопрос ответили: «Господь сил, Он – царь славы. Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс.23:7–10). О, таинственная помощь! О, духовное торжество! О, божественная пасха, нисходящая с неба до земли, и восходящая обратно от земли на небо! О, новое празднество всего мира! О, радость всего, и честь, и пища, и наслаждение, от которых мрачная смерть уничтожилась, а жизнь распространилась на всех, небесные врата открылись, и Бог явился человеком, и человек восшел Богом, сокрушив врата адовы и расторгнув адамантовы узы! И находившиеся внизу в земле люди воскресли из мертвых, возвещая об этом тем, которые находились вверху; из земли появился хор. О, пасха божественная, соединяющая теперь нас духовно с Богом, в полноте сходящим с небес, через которого великий брачный чертог наполнился свадебными пирами, и все несут свадебную одежду, и никто не выгоняется, как не имеющий ее! О, пасха, просвещение новым светом, украшение светлого свадебного шествия! Теперь не гаснут уже светочи в душах; духовно и боговдохновенно во всех возжигается в теле и в духе огонь благодати, поддерживаемый елеем Христа. Тебя поэтому и призываем, Боже Владыко, духовно вечный Царю-Христе, простри великие Твои руки на св. Церковь Твою и на народ всегда для Тебя святой, защищая, сохраняя, соблюдая, наперед обороняя и предостерегая, низлагая всех врагов, побеждая и действующих невидимою силою противников, как Ты низложил уже наших врагов. Воздвигни теперь сам вместо нас памятник победы и даруй нам вместе с Моисеем воспеть победную песнь, потому что Твоя есть слава и держава во веки веков. Аминь.
Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2, Слова на Святую Пасху, с. 923–971.