Преподобный Сергий Радонежский
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ДНИ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
диакон Алексий Кириллин
СОБЫТИЯ ПРАЗДНИКОВ
Память прп. Сергия Радонежского совершается Церковью дважды в году: Преставление 25 сентября (8 октября) и Обретение мощей 5 июля (18 июля). Прп. Сергий скончался в 1392 г. Его почитание, начавшееся еще при жизни, не закончилось и после кончины. В 1422 г. были обретены его мощи. Причем, считается, что самая первая служба, посвященная прп. Сергию, составленная его учеником Епифанием Премудрым, относилась именно к этому событию, а уже намного позже, Пахомием Логофетом, была составлена служба на Преставление. Официальная канонизация состоялась не позднее 1452 г.
СВЯЗАННЫЕ ПРАЗДНИКИ
Преставление и Обретение мощей прп. Сергия отмечаются общецерковно. В Троице-Сергиевой лавре и некоторых других местах отмечаются и другие праздники, календарно или тематически связанные с ними. На следующий день после Обретения мощей, 6 июля (19 июля) совершается память всех Радонежских святых, а далее - общая память прпп. Сергия и Никона Радонежских. После Преставления, 28 сентября (11 октября) совершается память прпп. Кирилла и Марии Радонежских, родителей прп. Сергия. Кроме них, отношение к прп. Сергию имеет память явления ему Пресвятой Богородицы 24 августа (6 сентября).
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ
ПРП. СЕРГИЯ 25 СЕНТЯБРЯ (8 ОКТЯБРЯ)
Служба праздника совершается по Минее с рядом текстов воскресной службы, что является элементом всех праздничных (не повседневных) памятей святых. Использование воскресных текстов как бы подчеркивает значимость праздника. В случае попадания на воскресенье, в службу включается гораздо большее количество элементов воскресной службы Октоиха. Но такой вариант в данной статье не рассматривается. Богослужение состоит из Всенощного Бдения (великой вечерни, утрени с полиелеем, первого часа) и Литургии.
В начале Великой вечерни, после мирной ектеньи, как обычно для бденных и полиелейных праздников, поется антифон «Блажен муж…» на основе стихов псалмов 1 кафизмы. Это первый элемент, уподобляющий данную службу воскресной.
В текстах праздника прославляется жизнь и подвиги прп. Сергия. Часть текстов так же являются общими для всех памятей преподобных, и к прп. Сергию персонально не относятся.
На «Господи воззвах» поется четыре (одна с повтором) стихир 6 гласа и три – 2 гласа. Во второй перечисляются подвиги: «Бдение и сухоядение, и еже на земли легание, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестынныя и разсуждение доброразсудное, худость ризную и память смертную».
В третьей говорится о его чудесных дарах: «Ты врач душ и телес явился еси, источая недужным исцеления струи, даром же пророчествия украшен, прорицая яко настоящая будущая, молитвою бо князя вооружив варвары победити…». Последние слова указывают на благословения войска св. князя Димитрия Донского на Куликовскую битву.
В пятой стихире говорится о терпении трудностей, напоминании о том, что все это ради стяжания вечной жизни, дабы не зря подвизаться. В седьмой говорится, что «ради нетленных риз» Преподобный отказался от теплой одежды.
К стихирам добавляется славник 6 гласа и, на «И ныне…», догматик (т.е. особый Богородичен) того же гласа, взятый, как обычно для подобных праздников, из Октоиха (т.е. службы Воскресного Всенощного Бдения 6 гласа), и не имеет прямого отношения к празднуемому событию. Таким образом, это второй элемент, заимствуемый из воскресной службы.
Совершается вход с кадилом, никаких изменений в прокимен не вносится. Читаются обычные паримии, предусмотренные памятям преподобных представляющие собой сложные подборки из книг Притч Соломона (3, 8, 10, 11 гл.) и Премудрости Соломона (3, 1-9). Стихи подобраны таким образом, что в них, в Ветхом Завете, провидится и прославляется новозаветная праведность. Третья паримия содержит важный стих, отражающий отношение мира к любой святости: "В глазах безумных они казались умершими" (Прем. 3, 2), т.е. человек, взявший на себя некий подвиг ради Господа, уже мыслит и действует иными категориями, будто умирает, возможно кажется безумным, хотя реальное безумие - как раз не понимать этого. Кроме того, это один из редких блоков паримий, в которых используется неканоническая книга (Премудрость Соломона). В большинстве случаев в паримиях используются канонические книги, реже – новозаветные тексты.
Для литии составлено 5 стихир 6 гласа. Поскольку лития связана с выходом духовенства из Алтаря, несколько стихир начинаются призывами к собранию «Приидите, празднолюбцы и постников сословие…» или: «Приидите, монашествующих множество…». Пятая стихира представлет собой Богородичен.
Стихиры на стиховне 1 гласа (всего их пять, включая Богородичен) по смыслу близки стихирам на «Господи воззвах…». Между ними используются стихи из псалмов (115, 6 и 111, 1), в которых, подобно зачитанным прежде фрагментам книг Соломона, в Ветхом Завете, прославляется новозаветная праведность.
После Трисвятого по «Отче наш…» поется тропарь святому 4 гласа «Иже добродетелей подвижник…». Это важное указание, поскольку вообще тропарей прп. Сергию существует несколько. К нему добавляется тропарь "Богородице Дево радуйся...", опять таки аналогично воскресной службе. Затем следует обычное благословение хлебов. Стоит отметить, что в большинстве приходских храмов лития совершается только на двунадесятые и великие праздники, а на память святого не совершается. В этом случае, естественно, поются только стихиры на стиховне и тропарь по Трисвятом.
На утрене после «Бог Господь…» вновь поется тропарь прп. Сергию 4 гласа, и к нему добавляется Богородичный тропарь из воскресной службы Октоиха того же гласа («Еже от века утаенное…»), что является четвертым элементом воскресной службы. В седальнах после кафизм говорится, что прп. Сергий, последовав за Христом нищетой и смирением, приобрел учеников, а так же и о том, что достиг великой святости многими болезнями. И теперь, уже покинув земную жизнь, все равно связан со всеми нами и может молиться за нас. Седальны сопровождаются Богородичнами.
По полиелее поются величание с избранный псалмом, содержащий стихи псалмов: 39, 54, 101. 8, 6, 21, 63, 15, 46, 123, 66, 4, 48, 96, 149, 115, 29. В этих избранных стихах так же, как и в прочих ветхозаветных фрагментах этой службы, воспеваются праведность и преподобие (как ее форма). Несмотря на отсутствие в Ветхом Завете монашества как такового, его прообраз, связанный с идеалами смирения и жизни по Божиим Заповедям, существовал.
По полиелее читается седален о том, как Преподобный, последовав желанию служить Богу, «оставил еси вся долу влекущая мудрования» и принес величайший плод. К седальну добавляется Богородичен. Прокимен перед чтением Евангелия составлен из Псалма 115 (ст. 6 и 3). Евангельский отрывок (Мф. 11, 27-30) посвящен призыву Иисуса Христа ко всем «труждающимся и обремененным» достигать Его кротости и смиренния. Такие избранный псалом, прокимен и Евангельский отрывок являются обычными для большинства памятей преподобных. В блоке стихир по 50 Псалме поется стихира Преподобному 6 гласа.
Далее поется и читается канон. Он имеет сложную структуру, будучи составлен из трех разных канонов: Пресвятой Богородицы 6 гласа и двух канонов прп. Сергию, 8 и 1 гласов. Использование канона Богородицы обычно для полиелейных и бденных памятей святых. Но чаще всего это обычный канон Молебный («Воду прошед яко сушу…»). Здесь же используется иной.
В первом тропаре первой песни первого канона Преподобному говорится о его подражании Христу, смирившемуся «до рабия образа». Во втором тропаре второго канона вспоминаются чудеса прп. Сергия, связанные с возникновением источников по его молитвам, а в предыдущем тропаре потоку реки уподобляется сам прп. Сергий, нопояющий землю «словом учения». Слово "независтно" переводится как "обильно".
В третьей песни, в первом тропаре канона Богородице говорится, что Гоподь "вечне Себе связал есть", т.е. "навеки соединил с Собой" тленную человеческую ("мою") плоть.
После третьей песни полагается кондак гласа 8 («Яко бесплотным равножитель…»), седален и Богородичен гласа 4, в котором вспоминается соединение двух естеств Иисуса Христа, Божеского и человеческого.
В тропарях пятой песни первого канона Преподобному восхваляется его строгость в подвигах и посте. Употребленное в первом тропае первого канона Преподобному слово "опсано" в данном случае переводится как "внимательно".
Сразу три тропаря шестой песни первого канона Преподобному содержат развернутое обращение у нему, как к небесному жителю с просьбой непрестанных молитв за живущих на земле его почитателей.
По шестой песни исполняется другой кондак гласа 8 («Христовою любовию…») с икосом.
В девятой песне в третьем тропаре канона Богородице употреблено необычное слово "постав", которое обзначает "ткацкий станок". Это один из самых необычных эпитетов, усвоенных Пресвятой Богородице (в данном случае, речь идет о том, что Тело воплотившегося Бога было "исткано" Ею).
В светильне по 9 песни имеется отсылка к Псалму 91 («Процвел яко финикс…»). Стихи этого псалма чаще используются в связи с памятью мучеников, однако в самом псалме речь идет именно о праведнике («Праведник яко финикс процветет…»).
На «Хвалитех…» поются три (одна полагается с повтором) стихиры гласа 4. В них прославляется решительность прп. Сергия последовать зову от Господа («Егда Божественное звание найде на тя, пребогате, тогда все плотско мудрование духу повинул еси…»), поется о совместном служении людей и ангелов в этот праздничный день, еще раз вспоминаются его подвиги и добродетели, которые он "измлада... исправил еси" (т.е. исполнил). К стихирам добавляются славник, в котором вспоминается среди прочего и эпизод из жития прп. Сергия, где он уже постился будучи младенцем («Измлада воздержанию прилежав, постився…»), и вообще, был орудием ("органом"), через которого действовал Святой Дух, и краткий Богородичен 2 гласа («Все упование мое на Тя возлагаю…»), хорошо знакомый по вечернему молитвенному правилу.
После Великого Славословия поется тропарь Преподобному 4 гласа с Воскресным Богородичном, аналогично тому, как это было на «Бог Господь…».
На Литургии к третьему антифону (Блаженства) добавляются тропари 3 песни первого канона и 6 песни второго канона прп. Сергию из утрени.
Прокимен тот же, что и на утрене. Апостольское зачало (Гал. 5, 22 – 6, 2) рассказывает о духовном плоде, который должны приносить последователи Христа («Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание и «друг друга тяготы носите…»). Аллилуиарий – на основе псалма 111 (ст. 1 и 2). В Евангельском зачале кратко излагаются Заповеди Блаженства (Лк. 6, 17-23). Причастный стих взят из Псалма 111 (ст. 6-7): «В память вечную будет праведник…». Эти тексты, отражающие то, к чему призваны все христиане, и ради чего некоторые решаются на монашество и подвижничество, не уникальны для прп. Сергия, и свойственны вообще службе, посвященной почти любому преподобному.
Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).
БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ
ПРП. СЕРГИЯ 5 ИЮЛЯ (18 ИЮЛЯ)
Служба праздника совершается по Минее, и по своей структуре аналогична дню Преставления. Часть текстов полностью совпадают. Внимание будет уделено, преимущественно, отличающимся частям.
На «Господи воззвах…» поется четыре (с повторами) стихиры 4 гласа, начинающиеся словом «Егда». В первой рассказывается о чудесном возглашении Преподобного из чрева его матери во время церковной службы, еще до рождения, во второй – собственно о его подвижничестве, в третьей – о чудесном явлении ему Божией Матери, в четвертой – об обретении мощей.
К стихирам добавляется славник 8 гласа, в которомвсе верные приглашаются почтить праздник и, на «И ныне…», догматик того же гласа, из Октоиха.
Совершается вход с кадилом, произносится прокимен дня, читаются те же паримии, что и на день Преставления. Для литии предусмотрены те же самые стихиры 6 гласа (включая славник и Богородичен), однако, к ним, перед «Славой…» добавлено еще три стихиры 1 гласа в которых верные призываются собраться и поклониться мощам и говорится об одновременном торжестве Церкви Небесной. Таким образом, общее число стихир достигает 8. К сожалению, они как правило не звучат, так на практике данный праздник обычно служат без литии.
Стихиры на стиховне отличаются от тех, что были на Преставление (на этот раз они 4 и 8 гласов), но стихи из псалмов (115, 6 и 111, 1) те же.
После Трисвятого по «Отче наш…» поется тропарь святому 8 гласа «От юности восприял еси…», так же отличный от праздника Преставления.
На утрене после «Бог Господь…» вновь поется тропарь прп. Сергию 8 гласа, и к нему добавляется Богородичный тропарь из воскресной службы Октоиха того же гласа («Иже нас ради рождейся от Девы…»). Седальны после кафизм, прославляющие прп. Сергия и сопровождаемые Богородичнами, так же отличаются дня Преставления.
Величание и избранный псалом по полиелее идентичны дню Преставления, а седален другой. В нем прп. Сергий призывается на помощь в нашей борьбе со страстями и греховными мечтаниями, сравниваемыми с полчищами врагов-язычников («поганых»). К седальну добавляется свой Богородичен. Прокимен из Псалма 115 (ст. 6 и 3) и Евангельский отрывок (Мф. 11, 27-30) те же, что и на день Преставления. и Евангельский отрывок являются обычными для большинства памятей преподобных. Стихира по 50 псалме оригинальная, 8 гласа.
Канон утрени Обретения мощей имеет более простую структуру, чем в день Преставления. Он состоит из обычного Молебного канона Богородицы («Воду прошед яко сушу…») и одного канона прп. Сергию, 4 гласа.
В первой песни два начальных тропаря фактически обращены к Господу.
После третьей песни, подобно дню Преставления, полагается специальный кондак гласа 8 («Взирающе на предлежащий честный твой гроб…»), седален и Богородичен гласа 4.
В четвертой песни третий тропарь начинается характерно для 4 гласа: «Днесь радуется царствующий град Москва…». Подобное начало есть у многих произведений 4 гласа (см. тропари Владимирской иконе Божией Матери или Новомученикам и Исповедникам Российским).
По шестой песни следует кондак 8 гласа («Днесь яко солнце пресветло…») с икосом.
Светилен по 9 песни вновь начинается на «Днесь (сошедшеся, небесная со земными…)».
На «Хвалитех…» поются три (одна подразумевается с повтором) стихиры гласа 4. Но они отличаются от осеннего празднования. В них прп. Сергий по очереди сравнивается с «многосветлыми» звездой и светильником, врачом и «доброразсудным пастырем», благовонным цыетком и благоуханным кадилом. В стихире на «Славу…» (глас 6) звучит одновременно призыв всему «христоименитому» народу собраться, благодарение Богу за то, что даровал Русской земле такого чудотворца, как прп. Сергй, и собственно моление к прп. Сергию за всех, кто его почитает. На «И ныне…» поется стихира по Октоиху (на глас 6 и в соответствии с днем седмицы).
После Великого Славословия поется то же тропарь Преподобному 8 гласа с Воскресным Богородичном, аналогично тому, как это было на «Бог Господь…».
На Литургии к третьему антифону (Блаженства) добавляются тропари 3 и 6 песни канона прп. Сергию из утрени.
Прокимен, Аллилуиарий, причастный стих, Апостольское и Евангельское чтения стандартны для службы любому преподобному, т.е. идентичны тем, что были рассмотрены выше, в связи с днем Преставления.
Файл с текстом службы, в котором выделены все упомянутые места, можно открыть здесь (рекомендуется в отдельной вкладке).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Интересная карта русских обителей, основанных учениками прп. Сергия
Презентация для школы с использованием картин русских художников
Для детей. О Троице-Сергиевой Лавре
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
Из цикла "Минутная история":
Куликовская битва. Минутная история
Сергиев Посад: духовное сердце России. Минутная география
Обитель Сергия. На последнем рубеже
Приидите, вернии. Фильм о Троице-Сергиевой лавре. Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Из цикла "Святыни Москвы":
Храм прп. Сергия в Крапивниках
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. История сокрытия честной главы прп. Сергия
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове с приделом прп. Сергия
Храм прп. Сергия в Рогожской слободе