Доехать до Ростова (отпуск богослова)

28 июля 2009 г.
Это не богословская статья – скорее, несколько советов отпускникам с «богословским комментарием». Так называемое «богословие обыденной жизни» с миссионерскими посылами. Сейчас проповедь ведется везде. Тюрьма, армия, милиция, чиновники… Строятся ведомственные храмы, освящаются здания, чуть ли не священников в штат зачисляют. И все-таки есть места, проповедью почти не затронутые. Давайте проповедовать в ГАИ! Есть желающие? Обещаем перед каждой проповедью выделять деньги на штрафы. Может быть, деньги, отданные инспектору – это один из способов проповеди?
Проблема «богословского» отпуска классически решается обычно через поездку куда-нибудь на Афон, в Грецию или на Святую землю (на «худой счет» (точнее, худой кошелек) на Валаам или Соловки). Подобные поездки оправдывают себя, если ехать в одиночку или с друзьями. Но представим себе многодетного и небогатого (о редкость!) богослова-северянина, которому не удалось отбиться на лето от любимой матушки и еще более любимых попят. Общая мечта — окунуться в таинственном, далеком и непостижимом море (неважно каком). Остается единственный посильный вариант: попихать всех (слегка утрамбовав вместе с палатками и кучей иных необходимых вещей, начиная от памперсов и кончая котятами) в машину и вперед! До ближайшего Азовского или Черного, желательно не заезжая на ридну Украйну (минимум два часа на таможне, плюс множество особых, недоступных на Российской территории приключений[1]). Таким образом, единственный возможный вариант — трасса М4 Москва-Дон. Проделав этот путь не единожды, поддался соблазну и в этот год. Спешу поделиться впечатлениями: не поддавайтесь соблазнам. Раньше было лучше, а сейчас кризис...
В багаже в числе прочего недочитанная книга Керкегора. Датский мыслитель рассуждает о том, кто несчастнее: кто живет прошлым или кто живет будущим. Несчастнейщий — живущий воспоминаниями. Этот ответ, возможно, справедлив для Дании XIX века. Но в России XXI, я уверен, несчастнее живущий настоящим. Особенно, если он решил доехать из Москвы до Ростова на машине с московскими номерами. И несчастье начинается при  подъезде к Воронежу и затем плавно настает по мере приближения к Ростову...
«Вы не нарушали? Не надо, батюшка, врать, Бог же запрещает врать...». Впрочем, с этим инспектором удалось рассчитаться бартером (единственный раз!): на обратной стороне квитанции о штрафе он написал записку о здравии и о упокоении. И смотря в его глаза, я видел там уверенность в собственной правоте. И не потому, что я нарушил (после первого-же штрафа желание ехать быстро пропало) — останавливали всех, у кого московские номера. А потому, что мы — зажравшиеся москвичи и по уши в долгах у нищих ростовцев и воронежцев, а в особенности у самоотверженных ГАИшников. И не важно, нарушал ты или нет — важна идея!
Сима, сядь, ты мне окно закрываешь. Не лезь ты к ней со своим помидором! А где цепочка от соски, никто не видел? Анька, не соси палец...
«Да Вы что, Вы же наехали колесом на сплошную полосу(!), у Вас нужно изымать права. Не согласны — приедете на суд в Ростов...» (а интересно, хоть кто-нибудь из москвичей ездил ли когда-нибудь на суд в Ростов?). «У нас есть видеозапись. — Покажите! — Это Вам в суде покажут». И дальше на руле появляется комбинация из трех пальцев (увы, не перстосложение). «Да не могу я три тысячи дать, меня же уже пятый раз тормозят, чем я семерых детей на море кормить буду, а еще жилье снимать... — Да Вы меня не поняли, я с Вас ничего не требую, давайте оформляться[2]».
Мы, москвичи, избалованы и привыкли, что у нас дома тормозят только за дело, за нарушение. Избаловали нас наши инспектора. И поэтому мы возмущаемся, когда нас штрафуют просто так. А они (штрафующие) возмущаются тому, что возмущаемся мы. В их понимании только так штрафы и берутся. Происходит «конфликт мировоззрений», и побеждает сильнейший (тот прав, у кого больше прав). Как же сохранить благостное настроение в начале отпуска? Я советую настроиться сразу на то, что мы «по уши» в долгах у них. И отдавая деньги, нужно чувствовать глубокую благодарность за то, что они соглашаются их брать. В крайнем случае можно представить себе, что это обычное ограбление — жизнь-то дороже. Отняли деньги — хорошо, не убили.
Тормозят в основном за сплошную полосу — можно отобрать права, а судиться в Ростов кто-же из москвичей захочет ехать? Значит и денег за это можно взять на порядок больше. И не помогает ни ряса, ни многодетность — это, наоборот, отягчающие обстоятельства — значит есть деньги и можно пугать. Впрочем, иногда тормозят и за скорость: «Тут можно ехать шестьдесят километров, а Вы ехали аж шестьдесят восемь (!). — Так я же ехал как все, с общей скоростью машинопотока, и сейчас все так едут, посмотрите! — Мы останавливаем только тех, кто выделяется. Ездите так, чтобы к Вам не было никаких претензий. — Чем же я выделился, московским номером?». Последнюю фразу (о московском номере) я произнес, конечно, про себя. Если вызовешь раздражение инспектора, могут отправить на экспертизу на спиртное (а это часа три-четыре в лучшем случае), или случайно потерять права... Вариантов много. Так что себе дороже.
Если говорить прямым текстом, это бандитизм на дороге. Впрочем, несколько слов в утешение. Времена меняются? Да нет, все остается прежним, все возвращается, и идеалы, и не идеалы... Вспомним русское средневековье, век этак шестнадцатый. Юг всегда был бандитским регионом, в отличие от Московской Руси. Как говорится, грабили и будем грабить... Характер не пропьешь. Так что, путешествуя сейчас, представьте себя путешественником шестнадцатого столетия, и все встанет на свои места. Правда, чиновники того времени взяток почти не брали (в отличие от времени Синодального). Но ГАИшники ведь и не чиновники почти, скорее — казаки...
Иногда можно и пооткровенничать с представителями закона: «Т-арищ капитан, да я не идеалист, я не против заплатить. Я понимаю, что эти деньги вы не все себе берете — у меня знакомый в Москве в ГАИ работал, там целая система распределения, большую часть нужно начальству отдавать... Но ведь должна быть какая-то равномерность, связь между регионами. А то меня уже седьмой раз тормозят, так мне впору развернуться и назад в Москву — отдыхать уже не на что!». Иногда это помогает, но чаще: «Заплати и поезжай». Предупреждаю, что на М4 перед Ростовым вы попадете в уникальную ситуацию: ГАИшники стоят в кустах через каждые полкилометра! Забота о безопасности дорожного движения, понимаете ли...
Я далек от мысли, что эта статья будет замечена кем-либо из должностных лиц. Просто несколько советов и наблюдений[3]... Так что, если надумали ехать в отпуск на авто, в бюджет включите обязательные расходы на штрафы. Поездка на поезде, смею заверить, обойдется дешевле. Или копите деньги на Грецию. А лучше всего отдыхать на даче...
 

 

[1] Так, например, на Украине возродился до боли знакомый по Ильфу и Петрову («Необыкновенные истории из жини города Колоколамска») вид бизнеса — бросаться под колеса автомобилей с московскими номерами. Конечно, автомобиль должен быть соответствующей марки, и броситься надо так, чтобы совсем не умереть, а лишь слегка пораниться. А потом начинается торг с водителем, потому что если инцидент станет известен властям, обычно сразу отбирают машину, а дальше суд — в общем, хлопот не оберешься, если учесть, что провинившийся — иностранец.

 

[2] Один мой знакомый священник, принципиальный противник взяток, два года уже не может найти свои права, которые отобрали при оформлении...

 

[3] К тому же эта статья — косвенный ответ монаху Диодору («PRO DOMO SUA: Несколько слов о Православии и национальном патриотизме»), который призывает нас (вместе со святыми отцами) возненавидеть отечество земное и возлюбить Небесное. Реальная жизнь – лучший ответ на посылы патриотизма. Ой, отче, в следующий раз возьму Вас с собой – ненависть к земному обещаю.

http://www.bogoslov.ru/text/435591.html