Соловецкие вечера: "Преподобный Арсений Коневский и Коневский монастырь"
6 февраля, в четверг, в гостиной нашего храма состоялась очередная встреча из цикла Соловецких вечеров посвященная на этот раз преподобному Арсению Коневскому и Коневскому монастырю.
Наш лектор Алексей Алипичев более двух лет проводил экскурсии в самом Коневском монастыре. Все собравшиеся смогли выслушать необыкновенно интересный рассказ о жизни преподобного Арсения и об истории Коневского монастыря, увидеть уникальные фотоматериалы. Алексей рассказывал с большой любовью, и потому оставил в сердцах слушателей тепло и неизгладимое впечатление от встречи.
Ниже расположена статья, которую наш Алексей Алипичев любезно согласился составить специально для нашего сайта.
Святой преподобный Арсений Коневский и Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь
Коневский монастырь, которому в 2013 г. исполнилось 620 лет, расположен на острове Коневец в 7 км от западного берега Ладожского озеpа (Пpиозеpский район Ленингpадской области).
Расстояние от бухты Владимирская (бывшая Чертова бухта) до острова составляет около 7 км. До ближайшего крупного города (Приозерск) около 40 км водного пути, до архипелага Валаам — около 60 км, а от Петербурга до Коневца по воде 170 км.
Размеры Коневца очень невелики: длина острова = 7 км, а ширина = 4 км, при этом общая площадь острова = 8,5 км2, а его окружность составляет около 15 км.
Коневец не имеет величественных природных ландшафтов, здесь нет редких видов растений и животных. Но почти все приезжающие на остров отмечают особую красоту и прелесть этого места, которая заключается прежде всего в тиши и удалённости острова от остального мира и простоте здешней природы.
На этом острове преподобный Арсений Коневский создал в конце XIV в. (1393 г.) общежительный монастырь, связанный с афонской иноческой традицией и, вероятно, не случайно посвященный Рождеству Богородицы - 8 сентября 1380 г. свершилась вдохновленная преп. Сергием Радонежским битва на Куликовом поле. Победа была связана с духовным возрождением Руси. Преподобный Сергий нам также известен как вдохновитель создания общежительных монастырей на Русском Севере. Несомненна духовная связь между преподобными (которые никогда не встречались при жизни), проявившаяся в «духовном освоении» и просвещении северных земель и в возрождении древней иноческой практики «умной молитвы».
Об основателе Коневского монастыря преподобном Арсении мы знаем довольно немного. Житие Преподобного говорит, что Арсений был уроженцем Великого Новгорода. Ни точная дата его рождения, ни его родители, ни даже его мирское имя нам неизвестны. Арсений был искусным ремесленником и немало преуспел в ковке медных сосудов. В 20-летнем возрасте покинул родительский дом и ушел в пригородный Лисогоpский монастырь, где в 1379 году принимает монашеский постриг с именем Арсений.
Там он узнает о приходе в Новгород старцев с Афона (Святой горы) и упрашивает игумена благословить его на путешествие к Афону. Анализ книгописной деятельности иноков Лисицкого монастыря позволяет утверждать, что на протяжении конца XIV — первой половины XV в. эта обитель играла значительную роль в культурной жизни Новгорода. Поддерживая связи с Афоном, лисицкие книжники были «проводниками» второго византийского и южнославянского влияния на культуру Новгородской республики.
Прожив 14 лет в Лисогорском монастыре, преподобный покидает его и с афонскими иноками удаляется на Святую Гору, вероятно, в сербский Хиландарский монастырь. Исполнял на Афоне послушание по изготовлению медной посуды, помимо прочих самых разнообразных послушаний.
О нем пошла слава по всему Афону как о искусном мастере, и стали к нему приходить за опытом из многих других монастырей. Количество приходящих все росло и росло, и тогда Арсений решил идти в другие монастыри, в которых требуется его ремесло, чтобы братии не было беспокойства от приходящих к нему. И прожил он так три года.
На Афоне преп. Арсению был явлен дальнейший путь – вернуться на родной Север и основать монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Игумен Иоанн Зидон, с трудом отпустил инока, напутствовав его Акафистной, или Святогорской иконой Божией Матери, а также Устав Святой горы. Глядя на него прозорливыми очами, игумен Иоанн сказал: «Твоми руками Бог воздвигнет обитель в северной стране, и многие люди смогут спастись там».
В 1393 году Арсений возвращается на родину. Архиепископ Новгородский Иоанн благословляет его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, преподобный Арсений ищет уединённое место для иноческой жизни. В более поздних редакциях его жития первым место его молитвенного пристанища упоминается о.Валаам, однако, в более ранних редакциях сведений об этом не содержится.
Так Арсений прибывает на о. Коневец. Однако, зная что на Ладоге есть более отдалённые и пустынные острова, преп. Арсений покидает Коневец и отправляется далее на север. По пути преп. Арсения застигает буря, и он вынужден вернуться обратно на Коневец. Переждав бурю, Арсений снова покидает остров, однако и в этот раз сильный ветер прибивает его лодку обратно к острову. В этом Арсений видит вышнее указание на то, что ему надобно остаться и основать монастырь именно здесь. Вначале Арсений построил себе небольшую келью на вершине небольшой возвышенности в глубине острова (ныне именуемой Святой горой - самая высокая точка о. Коневец, 34 метра) и поселился в ней, прожив в уединении около трех лет.
От местного рыбака Арсений узнал, что остров имеет название Коневец из-за огромного валуна – Конь-камня. Жители побережья – карелы, издревле использовали остров как пастбище. Во исполнение своих языческих ритуалов они ежегодно приносили на Конь-камне коня в жертву духам, якобы покровительствующим им в скотоводстве и оберегающим их скот от гибели. Известно, что князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) еще в 1227 г. крестил много карел. Поэтому к приходу прп. Арсения на остров в конце XIV века жертвоприношений уже не совершалось. Тем не менее, Арсений нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным», имея намерение освятить остров для посвящения его Богу, он всю ночь молился об очищении острова от нечисти и наутро совершил молебен перед Святогорской иконой у Конь-камня. По преданию, при окроплении валуна святой водой из-под него выбрались бесы и, обернувшись стаей черных воронов, улетели на Выборгский берег, в залив, получивший поэтому название Сортанлахта - “чертова бухта” (ныне бухта Владимирская). Навсегда по преданию тогда исчезли с острова и змеи (Коневец — это единственный остров на Ладоге, где нет змей).
Сам же Конь-камень сохранился и до наших времен. Это огромный валун серого гранита, бесспорно, является одной из самых ярких достопримечательностей острова. Когда-то, много тысяч лет назад, ледник спускался со Скандинавских гор, неся вместе с собой не только гигантские массы льда, но и куски камня, выбитые из основной породы. Когда ледник растаял, камень остался на этом месте. По форме он похож на огромную скалу (постамент памятника «Медный всадник») или, по мнению некоторых, на гигантский лошадиный череп. По мнению же Лескова, посетившего остров в 19 в., Конь-камень похож на «огромного безногого слона, на спине которого часовенка вместо паланкина».
По благословению Преподобного на Конь-камне впоследствии воздвигли часовню (впоследствии, она несколько раз перестраивалась).
В 1396 году Арсений переходит жить на берег Ладоги. Здесь к нему начинают стекаться ученики, составляя тем самым первую монастырскую братию. Братия сооружает каменный храм во имя Рождества Богородицы (1398), строит себе деревянные кельи и ограду.
В 1421 году страшное наводнение на Ладоге затопило монастырь, и Арсений принял решение перенести его на более возвышенное место. Здесь был заложен уже новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Позже он неоднократно перестраивался, являясь, как полагают исследователи, первой на Ладоге и всём русском Севере каменной храмовой постройкой (времен Ивана Грозного).
В 1446 г. преп. Арсения посетил его сподвижник по Лисогорскому монастырю, Новгоpодский архиепископ, Святитель Евфимий II (+1458). В память о посещении острова владыкой монастырскую бухту стали именовать Владычной лахтой.
В новый храм была помещена главная святыня монастыря - икона Пресвятой Богородицы, принесенная с Афона преподобным и получившая наименование Коневской. На ней Богомладенец изображен с голубиным птенцом, как символом очищения (Лк. 2:22-24). Ветхозаветная традиция состояла в принесении двух птенцов голубиных – одного – за первенца, второго – в знак очищение его матери от первородного греха. Но Первенец Божией Матери, Единородный Сын Божий, вочеловечился ради принесения себя в жертву во искупление первородного греха всего человечества. Поэтому символически он и является вторым голубиным птенцом. По смирению Спаситель исполнил ветхозаветный закон о первенцах и об очищении Своей Матери, хотя она не нуждалась в этом. До революции на иконе было изображено 2 птенца (поздние добавление ввиду непонимания символического смысла). В 1960 г. в Финляндии во время реставрации «второй» птенец был убран.
Икона является двусторонней, на ее обратной стороне изображен Неpукотвоpный Образ Спасителя (в нынешнем виде, вероятно, pостово-суздальского письма XV в.).
В настоящее время икона находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) с 1940 г. Эта чудотворная икона датируется «самым концом XV в. или, скорее всего, XVI в.». В сохранившихся источниках нет никаких указаний на то, что случилось с оригиналом Коневской иконы, однако известна запись на Евангелии XVI в. из Тульского краеведческого музея, сообщающая о сильном пожаре в Коневском монастыре в 1527 г.
Житие Преподобного, написанное в XVI веке коневским игуменом Варлаамом, содержит некоторые описания чудес и необычных явлений, имевших место еще при жизни Преподобного в монастыре.
«Был же тогда в монастыре на Коневце монах духовный и прозорливый. В одну из ночей во время молитвы услышал он двух демонов, разговаривающих между собой: «Была и есть их монастырская жизнь и правило монастырское без порока. Но одним только меня утешает старец Арсений: держит у себя в келье пищу для приходящих к нему и кормит их во имя (Божией) любви. Если бы не это, то не было бы нам от них житья». Прозорливый же старец поведал все старцу Арсению. Блаженный же повелел келарю разделять трапезу братии поровну, а в келье у себя ничего не держать. И так пользу получил от прозорливого старца».
«Однажды блаженный Арсений поехал в Святую гору, при архиепископе Симеоне Новгородском, и там задержался. Братия же, которая осталась на Коневце без него, была в великой нужде из-за недостатка самого необходимого, и совсем они изнемогли, и от голода хотели разойтись из монастыря. Один же из старцев по имени Иоаким, муж добродетельный, однажды взошел на некую гору около монастыря, молясь со многими слезами Богу и Пресвятой Богородице, чтобы не запустело то место. И был он погружен в чуткий сон, и явилась ему Святая Богородица, говоря: «Не скорби, старец, и братии скажи, чтобы не расходились от этого места. Старец ваш Арсений скоро к вам вернется со множеством необходимого». Он же, пробудившись от видения, пошел в монастырь и поведал братии о посещении Богоматери. Поутру же, как и предсказывала Богородица, вернулся старец Арсений на двух больших лодках и привез множество всего необходимого. В ту пору братия собрались на совет, и поставили они на той горе крест и образ Пресвятой Богородицы на том месте, где явилась Святая Богородица. Все начали ходить на Святую гору на поклонение честному кресту и образу Пресвятой Богородицы, ибо было это недалеко от монастыря, примерно в половине версты. На том месте случаются многочисленные исцеления приходящим с верою».
До 1447 года подвизается преподобный Арсений на Коневце вместе с собравшейся под его началом братией. В начале июня 1447 года Арсений начал крайне изнемогать и почувствовал близость кончины. Он пригласил к себе братию и дал наставление: «Жить единодушно с любовью для Господа и пещись о спасении душ своих», а также «… неизменно в православии пребывать и единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную, от злых же и скверных помыслов отлучаться и хранить устав Святой горы. Завещал также и трапезу иметь равную для братии, хмельного же питья не повелел иметь; странствующих же и приходящих в гости велел кормить и необходимое в дорогу им давать: «Такие жертвы принимает Бог и благословение подает. И если так будете жить, то не оставит Господь этого места».
12 июня 1447 года преподобный Арсений преставился, прожив в устроенной им обители — 54 года. По преставлении преподобного чудное благоухание распространилось повсюду. Вся братия плакала неутешно о своём настоятеле, и с честью схоронила его тело под папертью храма, при входе.
В 1547 году православная Церковь причислила преп. Арсения к лику святых угодников Божиих. День памяти преподобного Арсения Коневского ежегодно отмечается 25 июня (12 июня по ст. стилю).
Завершающие Житие три посмертных чуда преподобного не имеют хронологических примет, но их бесхитростная простота по стилю близка основному повествованию о жизни Арсения. Так, Преподобный являлся терпящим в море бедствие монастырским рыбакам и избавил тех от неминуемой гибели, помог обрести зрение одному новгородскому слепому, которому повелел пешком прийти поклониться его мощам, а также исцелил одного больного инока.
После блаженной кончины преподобного Арсения обитель, расположенная близ границы новгородских и шведских владений, не раз подвергалась pазоpениям от иноверцев.
Дважды, в 1577 и 1610 гг., шведы захватывали остров, не имевший оборонительных укреплений. После разорения 1610 г. Коневские иноки вынуждены были покинуть свою обитель и обосноваться в Деpевяницком Воскресенском монастыре под Новгородом до 1718 года.
С острова была увезена икона Пресвятой Богородицы и некоторые другие ценности. А еще в 1573 г. при угрозе шведского нападения мощи угодника Божия были положены в основание церкви, “под спуд”, где и пребывали, оставаясь залогом возвращения братии и возрождения обители в эпохи лихолетий, до обретения в наши дни.
За 100 лет (1610-1718 гг.) место, где была обитель, поросло густым лесом. Некогда возведённый здесь силами монастырской братии каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был разобран шведами до основания, а камни увезены в г. Кексгольм (нынешний Приозерск) и использованы для строительства кирхи и крепостных укреплений, от собора осталось лишь основание каменного фундамента.
Вообще, с середины 17 в. происходит массовое обращение карел в лютеранство. Их даже заставляли платить пасторам, даже если те и не совершали у них обряды. Тогда же наблюдался массовый исход православных карел в Россию, формирование т.н. «тверской Карелии».
В ходе Северной войны между Швецией и Россией в 1709 году Пётр I возвращает некогда отошедшие к Швеции Карельские и Ладожские земли, а с ними — острова Коневец и Валаам.
6 мая 1718 года остров Коневец приписывается к Деревяницкому монастырю для устроения на нём обители. Таким образом, после почти 100-летнего запустения монастырь вновь возвращается на о. Коневец. С этого времени начинается продолжительный — до начала XX века — период его возрождения и расцвета.
В 1760 г. по распоряжению Императрицы Елизаветы Петровны монастырь обретает самостоятельность.
При Екатерине II, Коневский монастырь был отчислен от Новгородской епархии и причислен к Санкт-Петербургской, он стал заштатным и должен был содержать себя сам. Число монашеской братии вместе с настоятелем определено было всего в 7 человек.
Нынешний собор - четвертый на этом месте. Его строительство затянулось из-за нехватки средств на 10 лет - с мая 1800 по 1809 гг. Нижний, зимний храм при денежной поддержке Императора Александра I достроили и освятили в июне 1802 г. во имя Сретения Господня. Верхний храм был освящен во имя Рождества Пpесвятой Богородицы.
В 1810-1812 гг. западную часть каре завершила 36-метровая колокольня.
В 1799 году, наконец, вернулась из Новгорода на остров чудотворная Коневская икона Божией Матери. По пути из Новгорода на Коневец два месяца икона пребывала в Петербурге, пока для нее изготавливалась новая риза. За время пребывания в Петербурге от иконы совершилось множество чудесных явлений и исцелений, среди которых — спасение Гостиного Двора от страшного пожара 1862 г.
Пpи настоятеле иеромонахе Адpиане (Блинском, 1790-1798), известном подвижнике, в 1794 г. два коневских инока - иеромонах Макаpий и иеродиакон Стефан - участвовали в Валаамской миссии в Америке, благочинный американской миссии и настоятель Троицкого Зеленецкого монастыря архимандрит Гедеон (Федотов) впоследствии жил на покое в Коневском монастыре.
Коневец становится известным в России местом процветания старчества. По благословению Санкт-Петеpбуpгского митрополита Гавриила (Петрова), устраивается скит во имя Казанской иконы Божией Матери на Святой Горе в 1 км к востоку от монастыря. Казанская церковь (1796 г.) - старейшее сохранившееся сооружение на острове, архитектурный облик которого сочетает элементы древнерусской и барочной архитектуры.
Сегодня скит является действующим, однако в нем проживает все лишь один насельник – иеросхимонах Варахиил– единственный схимонах в СПб епархии, духовник братии монастыря, первый постриженник возродившегося Валаамского монастыря, впоследствии начальник Всехсвятского скита на Валааме.
Скит находится на Святой горе, которая так называется потому, что здесь произошло чудесное явление Божией Матери старцу Иоакиму, одному из учеников прп. Арсени. Явленная часовня была построена в 1740 г., т.е. сразу по возобновлении монастыря от шведского разорения на месте, где до этого находился деревянный поклонный крест, воздвигнутый ещё при жизни самого Арсения.
Отшельничество (старчество) является самой строгой формой монашества. И Коневский монастырь при о. Адриане становится известным в России местом процветания старчества, упражнения в делании умной Иисусовой молитвы. Гора Змеиная получила своё название по своей характерной форме, напоминающей тело змеи. Гора почти вся поросла густым ельником на вершину горы можно взобраться по сохранившейся до наших дней каменной лестнице. На небольшой расчищенной от леса полянке стоит деревянный поклонный крест. Недаром некогда в окрестностях Змеиной горы в глуши дремучего леса поселился старец Зосима (Верховский), послуживший, по мнению многих исследователей, наиболее вероятным прототипом старца Зосимы, героя романа Достоевского «Братья Карамазовы», а также в последующем – основатель Зосимовой пустыни в Наро-Фоминском районе под Москвой. Неподалеку от него уединенно жил и старец Василиск (Гаврилов), закончивший свои дни в Туринском Николаевском монастыре в Сибири. Старец Сильвестр, имевший дарование архитектора, позже капитально переработает присланный из столицы план нового собора во имя Рождества Богородицы. Был одобрен новый проект пятиглавого храма, сочетавшего черты народного и древнерусского зодчества, барокко и классицизма.
Ладожские паломники XIX – XX вв. почти непременно посещали Валаам и Коневец. Коневском монастыре в разное время бывали Император Александр II в сопровождении Великого Князя Александра Александровича – впоследствии Императора Александра III (1858 г., в память об этом у собора был установлен памятник из путиловской плиты), великий князь Константин Николаевич, оставивший рисунок Конь-камня (1844 г.), писатели Н. С. Лесков (Коневцу посвящен его очерк “Монашеские острова на Ладожском озере”, 1873 г.), В. И. Немиpович-Данченко и А. Дюма, поэт Ф. И. Тютчев, архитектор А. М. Гоpностаев.
Так, Лесков молился в нижнем храме перед Коневской иконой (отметил его "приятный таинственный характер") и в верхней церкви – "высокой, светлой, с прекрасным резонансом"; посетил Казанский скит и Конь-камень, похожий, по его мнению, на “огромного безногого слона, на спине которого часовенка вместо паланкина".
Неоднократно на Коневце молился благочинный монастырей С.- Петербургской епархии архимандрит Игнатий (Бpянчанинов, 1807+1867).
Новый скит в 2,5 км от монастыря во Владычной Лахте с церковью во имя Коневской иконы Божией Матери (1874-1876 гг.) и келейным корпусом – интересный памятник русского стиля, напоминающий московские и ярославские храмы XVII в.
С 1892 г. обитель, ранее принадлежавшая С.- Петербургской епархии, отошла к вновь образованной Финляндской и Выборгской кафедре.
На 1 января 1914 г. монастырская братия насчитывала 321-го насельника.
С 1917 до 1940 г. монастырь действовал - о. Коневец, как и Валаам, оказался на территории Финляндии. К 1932 г. в обители оставалось 75 человек братии - не было притока новых насельников из России, сказались голод и война. Пагубно отразилась на жизни обители и смута, связанная с введением нового календарного стиля в Финляндской Православной Церкви, ставшей автономной в составе Константинопольского патриархата.
6 марта 1917 года на острове узнали об отречении Николая II. Разрушение привычного уклада жизни, при котором покровительство монастырю со стороны российского монарха было важнейшим условием его благополучия, вызвало растерянность рядовых монахов и руководства монастыря. « . . . всех в монастыре охватило ощущение сиротства». По распоряжению церковного начальства, обеспокоенного возможными репрессиями со стороны Временного правительства, из помещений убрали царские портреты, а в тексты богослужений внесли изменения: отныне возглашение царя и царствующего дома в храмах было прекращено.
Вследствие русской революции Финляндия обрела независимость, а Коневский монастырь вошёл в состав молодого государства. Новое положение монастыря не сразу сказалось на повседневной жизни обители. В 1918 году настоятель архимандрит Никандр, как и в прежние годы, испрашивал у епископа Выборгского Серафима благословения на пострижение в монашество десяти послушников.
Уже зимой 1918 года монастырь остался без постоянного сообщения с материком. Монастырская летопись характеризует это положение, как «абсолютное разобщение с Россией». На территории монастыря разместился штаб 3-й батареи береговой артиллерии Финской армии.
В 30-е годы монастырь стал интересовать финнов как объект паломничества и туризма. В основном в монастырь приезжали из Кякисалми (старое название Кекскгольма, ныне Приозерска), из Выборга и с Карельского перешейка. Посещали монастырь и группы школьников из ближайшей округи, члены различных культурных обществ, армейские офицеры. Бывали и почетные гости. Например, в монастыре побывал маршал Маннергейм, главнокомандующий вооруженными силами Финляндии, и беседовал с игуменом Маврикием, когда-то учившимся вместе с ним в Петербурге, в Никольском Кавалерийском училище. До прихода в монастырь о. Маврикий был связным в штабе у Маннергейма, в то время генерала царской армии.
Так как большая часть братии была уже в преклонных летах, а новые иноки почти перестали поступать в монастырь, приходилось нанимать работников, на оплату которых уходила большая часть монастырских доходов. Братия старилась и постепенно убывала, а наёмных рабочих требовалось всё больше и больше. Если голод и безработица, разразившиеся в Финляндии в начале 30-х годов, вынуждал приходить в монастырь многих, не имеющих подлинного призвания к иноческой жизни (в те годы в монастыре жило более 60-ти послушников), то с наступлением лучших времен количество братии уменьшилось также резко, как прежде возросло. Получив работу на материке, молодые люди оставляли строгую иноческую жизнь и покидали Коневец. Перед Зимней войной (1939—1940) в монастыре оставалось уже только 10 послушников.
Во время Зимней войны Коневский монастырь обороняли воинские части, находившиеся на острове, да ещё батарея на материке. В 1939 году всем женщинам и детям было приказано покинуть остров. В то же самое время игумен Маврикий получил распоряжение Церковного правления подготовить к эвакуации наиболее ценную часть церковной утвари. Заполненные ящики на моторной лодке перевозили в Кякисалми (Приозерск), а затем в Куопио.
В течение всей войны монахи оставались на острове, во время сильных бомбёжек собирались в храме на молитву. По молитвам и заступничеству преподобного Арсения за всю войну никто не был даже ранен. Постройки монастыря остались нетронутыми. Сгорел только домик садовника у Святой горы.
Финнам, несмотря на огромный перевес сил на стороне СССР, удалось оказать отчаянное сопротивление Красной Армии. СССР не помог даже многократный перевес над Финляндией в технике и вооружении. Однако, финское руководство прекрасно понимало, что страна не сможет долго сдерживать Советский Союз и поэтому выступило с инициативой прекращения войны.
Зимняя война закончилась 13 марта 1940 года подписанием мирного договора с Финляндией, по которому к Советскому Союзу отходил Карельский перешеек и часть территории Финляндии к северу от Ладожского озера, включая само Ладожское озеро и острова Коневец и Валаам. Выполняя приказ военных властей, монастырская братия (31 человек) загодя покинула остров. Последним покидал обитель иеромонах Адриан с чудотворной иконой Богородицы в руках. В кельях осталось всё имущество, в библиотеке — книги, в храмах — полные иконостасы и колокола.
На острове расположились военные части Советской армии.
Во время Великой отечественной войны (1941—1945) остров Коневец отошёл обратно к Финляндии. 8 октября 1941 года игумен Маврикий и иеромонахи Максим и Дорофей примерно на неделю вернулись на Коневец с надеждой организовать возвращение братии. 13 января следующего года братья вновь побывали на Коневце. «После того, как растаял снег, в лесу и около скитов то и дело попадались разрубленные и оскверненные иконы, порванные книги».
Братья оставались на острове вплоть до 19 августа 1944 года, когда Коневец вновь отошёл к Советскому Союзу.
В 1950-е годы в составе Коневской братии осталось всего 9 человек. В 1955 году было принято решение о переселении оставшихся монахов на Новый Валаам. 31 августа 1956 года в Ново-Валаамский монастырь прибыли стареющие и больные иноки Коневца. Туда же были перевезены монастырские ценности и чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая и доныне хранится в Спасо-Преображенском соборе Ново-Валаамском монастыря.
На Коневце после окончания Великой Отечественной войны разместилась военно-морская база. На протяжении почти 50 лет остров оставался запретной зоной и служил для военных испытательным полигоном. Берег острова был огорожен колючей проволокой, в акватории острова был запрещён проход гражданских судов. В первые годы существования полигона здесь разрабатывались и испытывались образцы советского химического оружия, а также производились испытания ракет на твёрдом топливе. Полигон служил также местом испытания торпедного и морского минного оружия. За это время монастырь подвергся сильному разрушению. Собор Рождества Богородицы был превращён в склад, в помещении братской трапезной расположился клуб. В бывших монастырских кельях поселились семьи офицеров. Военные почти полностью разорили братское монастырское кладбище, превратив его сначала в автопарк, а затем в спортивную площадку. Внутреннее убранство храмов утрачено.
Основные испытания проводились на полигоне в 50-е и 60-е годы. Тогда население острова составляло несколько сотен человек. Военные создали на острове развитую инфраструктуру, имели собственное хозяйство. Однако ближе к концу 80-х годов работы на острове стали постепенно сворачиваться, и полигон потерял своё прежнее значение. Бесхозные монастырские постройки были предоставлены разрушительному воздействию времени. В таком состоянии они предстали взору первых монахов, которые пришли на остров Коневец в 1991 году, когда монастырь был возвращён церкви.
28 мая 1991 г. на остров прибыл архимандрит Назарий (Лавриненко), назначенный митрополитом С.- Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), наместником монастыря (ныне он епископ Кронштадский, викарий Санкт-Петербургской епархии).
В ноябре 1991 г. под полом нижнего храма обретены мощи преп. Арсения – ныне главная святыня монастыря. Впоследствии для них была устроена резная рака (1998).
Поскольку многие сомневались в подлинности мощей преподобного Арсения, в 1997 г. архим.Назарий назначил экспертизу. Работали 4 эксперта – из Военно-
медицинской Академии и др.учреждений. Составлен целый том по результатам исследований, с фотографиями. Вывод: на 99% это мощи преп.Арсения Коневского.
Позже в Финляндии был изготовлен список с чудотворной иконы Колневской Божией Матери. его освятили и повезли на велосипедах 600-километровым крестным ходом по православным приходам Финляндии.
Наладилось сотрудничество с желающими помочь монастырю в России и в Финляндии, где работает ассоциация «Коневец» (почти все часовни и кровли на острове восстановлены на пожертвования граждан Финляндии); появился реабилитационный летний лагерь для детей-инвалидов; развивалось монастырское хозяйство. В Сретенском храме, где совершаются ежедневные богослужения, находится точный список с чудотворного образа Коневской Божией Матери, а на Коневском скиту - старинная икона, перенесенная из церкви с. Важины и, возможно, происходящая из Коневского монастыря – единственная, вернувшаяся ныне в обитель. Коневский скит взят под опеку приходом Софийского Вознесенского собора (г. Царское Село).
Условия жизни в островном монастыре трудные, случаются перебои с электричеством, которое получают за счет дизельных генераторов, из-за непогод может нарушаться сообщение с большой землей.
Однако, монастырь возрождается молитвами преподобного Арсения и предстательством Пресвятой Богородицы и всегда радостно встречает своих гостей и паломников.
Подготовили: Алипичев Алексей, Баранов Станислав, Стареев Михаил.