Проповедь о.Георгия 13.01.18
Слово в Неделю по Рождестве Христовом прот.Георгия Крылова. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ проповеди на отрывок Евангелия от Матфея об избиении Вифлиемских младенцев .
Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. (Мф.2:13-23)
Отрывок Евангелия о бегстве Иосифа с матерью и с младенцем во Египет. Потом, по возвращению Иосифа в Иудею, в Назарет Ангел Господень явился Иосифу во сне, но это не совсем сон. На основании этих строк не нужно считать, что снам нужно верить. Это не сон в нашем понимании, это состояние богооткровенности.
Итак, Христос с самого начала, со своего рождения становится путешественником. Он бежит со своей родины, потом возвращается. Он странник, пришелец, “ксенос” по-гречески. Это странничество Христа продолжится так, что можно будет говорить “лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.”(Лк.9:58).
Странничество заповедано Христом и апостолам. Если мы вспомним его заповеди относительно того, как должны вести себя путешественники. В путешествиях апостолы провели почти всю свою жизнь, почти все апостолы. И от апостолов сказано нести это заповедание и нам. Не в прямом смысле этого слова, конечно. Мы не призваны быть туристами всю жизнь.
Кто такой странник? Странник это человек, который приходит в другую страну продолжая жить по-своему. В древности, да и в средневековье тоже, странники хотя и понимали догмы свои, но все-таки старались жить отдельно, обособленно. Вспомните Немецкую Слободу в Москве. Стража стояла и близко никого не подпускала. Требовалась полная изоляция от посторонних людей, потому что они могли принести с собой чужеземные обычаи.
Так же точно и все, кто призван к странничеству, призваны не воспринимать обычаи страны, куда они приехали по понятным причинам. Чтобы не сделаться изменником собственной родины.
Мы с вами, христиане, призваны быть странниками в этом мире, будучи членами совсем иного, небесного отечества. Почему? Потому что этот мир управляется князями мира сего. Вот этот мир, земной мир, - это место греха, потому что все обустроено так, чтобы человека соблазнить и подтолкнуть ко греху. Ну если не все, то очень-очень многое.
Вот к примеру, человеку сказано было “В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт.3:19). То есть человек призван трудиться, и с помощью этого труда добывать хлеб, то есть продукты питания, и эти продукты питания потреблять с благодарностью Богу.
Такая заповедь дана после грехопадения. Зачем она дана была человеку? Чтобы грехопадения дальше не продолжалось. Потому что грехопадение Адама это только первая, начальная точка. А дальше началось дальнейшее скольжение человека вниз, обрастание его грехами. Чтобы этот страшный процесс к смерти для человека прекратить, Бог дал Заповеди.
Рассматриваемая нами заповедь не говорит, что трудиться надо очень много. Ты поработай час и за час этот час заработай денег, которых достаточно, чтобы купить хлеб и поесть. Ну а остальное время не трудись, не нужно. Но это только так кажется, что не нужно. Человек попадает в город и видит, что кроме хлеба есть много всего, что можно и нужно и хочется приобрести. Всякие разные предметы: реальные, земные, материальные и виртуальные, которые доставляют удовольствие. Человек начинает трудиться ради денег. Потому что деньги не только хлеб обеспечивают, но еще и множество всякий удовольствий. И начинается бесконечная погоня, которая поначалу может не иметь какие то направления ко греху, но очень быстро, моментально практически, превращается в погоню за грехом. Человек остается явно обманутым, человек остается у пустого корыта. Сколько он не стремится заработать побольше денег, они убывают. А вот те удовольствия, которые он пытается на эти деньги покупать, они оборачиваются своей оборотной стороной. Они вырастают в гигантские страсти, которые требуют еще, и еще, и еще, и еще покупок. От простой схемы “поработал, вырастил, съел” человек приходит к дьявольски сложной. Он сам начинает запутывать в себе целый клубок различных хотений, желаний, страстей которые нужно удовлетворять, и уже жизни человеческой не хватает чтобы заработать такое количество денег, чтобы эти все потребности удовлетворять.
Это картинка того, как мир человека обманывает, вовлекает в свои сети. Поэтому христиане являются странниками и пришельцами в этом мире. Пришли в этот мир не переделывать, потому что его не переделаешь, бесполезно пытаться. Можно от этой ипостаси только вырваться. То есть христианин странник и пришелец, он гражданин другого государства - государства Небесного. Он живет в другом мире, который создан Христом - Царство Небесное. А в этом мире он присутствует только как наблюдатель. Только как “ксенос”, то есть странник. Смотрит на него со стороны, не вовлекаясь в те процессы, которые управляют миром, чтобы не отпасть от Христа. Поэтому, вот главное настроение христианина - не пытаться устроиться в этом мире хорошо, тепло, уютно, а устроиться хорошо, тепло, уютно в царствие Небесном. А в этом мире оставаться странниками и пришельцами. Как Христос. Он в этом мире был странником и пришельцем. Вот эта философия побуждает нас главные силы положить на поиск этого своего собственного личного Царствия Небесного. В отдельно взятой семье, где то еще в каких то небольших христианских обществах.
Наверное, в свое время христиане обустраивали и эту земную жизнь как Царствие Небесное. Речь идет о времени средневековья. Когда Церковь формировала государственную структуру, но это было давно. Но даже в те времена святые отцы все равно уходили от мира. Напоминаю вам, Церковь свое государство не сделала. Есть места, где собирались все сознательно и следовательно ушедшие из мира сего. Но мы не в монастыре, мы в этом мире живем. Мы притворяемся, будто мы живем так, как остальные мирские жители, чтобы обмануть дьявола. На самом деле, эта внешняя земная жизнь - это лишь притворство. А наша настоящая, истинная жизнь - она внутри, в сердце, перед Богом, по совсем другим законам. Не по конституции, а по Евангельским законам. И формирование этой внутренней жизни - наша с вами задача. Христос стал странником начиная с младенчества. Это нам говорит о том, что и наше странничество должно начинаться в наших собственных детях. Научить быть странником, “ксеносом”. Сейчас у нас, как правило, все наоборот. Если родители уединяются для молитвы Богу, то детишки уединяются в гаджетах для общения с Интернетом.
Вот этому странническому инобытию призваны мы учить свою собственную душу и своих детей. Это инобытие должно превратить нас в земных ангелов и небесных человеков. Это инобытие - параллельная наша христианская вселенная - и есть христианское Царствие не от мира сего. И этому Царствию учит нас Христос, и мы должны учиться, чтобы стать христианами, и через инобытие шагнуть в вечность к вечному бытию.