Поездка Воскресной школы в Новоиерусалимский монастырь
В субботу, 22 и 29 октября наша Воскресная школа совершила паломническую поездку в ближнее Подмосковье, в Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь г.Истры.
Первыми поехали взрослые слушатели Воскресной школы. В автобусе мы познакомились с предысторией создания монастыря и с личностью самого основателя - патриарха Никона. И, конечно же, не могли пройти мимо его церковной реформы, некоторые печальные результаты которой, упадок благочестия и раскол, мы чувствуем на себе до сих пор.
В самом монастыре длительное время шли реставрационные работы, и сейчас они, в основном, закончены, но по территории монастыря пока еще ходить нельзя. (Реставрируется второй собор, который должен открыться ко дню своего престольного праздника на Рождество Христово).
Экскурсия была только по Воскресенскому собору, но он настолько огромен и прекрасен, что впечатлений хватит надолго.
Русская Палестина, так называют этот монастырь. Вокруг монастыря есть свои Иордан, Гефсиманский сад, Елеонская гора. В самом монастыре стоит главный собор - храм Воскресения Христова, где находится, собственно, свои Гроб Господень, Голгофа, Камень Помазания и копии других христианских святынь. Мы прошли по всему скорбному пути Иисуса Христа, не выходя из храма, будто Евангелие прочли. Архитектура удивительная. Колокольня монастыря, к сожалению, до наших дней не дожила в своем первоначальном виде. Раньше она была намного выше и схожей с колокольней Ивана Великого в московском Кремле, но в результате землятресения часть ярусов ее обрушилось.
По замыслу основателя этого русского чуда, патриарха Никона, монастырь должен стать в будущем религиозным центром всего православного мира. Он должен был копировать сооружения Святой Земли и называться Новый Иерусалим. Перед началом постройки монахи привезли из города Иерусалим чертежи храма Воскресения Христова, где находится часовня Гроба Господня. Строительство монастыря началось в 1658 году. В том же году, патриарх Никон из-за разногласий с царем покинул патриаршию кафедру и удалился в скит при Новоиерусалимском монастыре. (Скит патриарха Никона сохранился там до сих пор). Через некоторое время был созван церковный собор, который в 1666 году лишил Никона патриаршего сана и отправил его в ссылку на север страны. Работы по строительству монастыря прекратились.
Следующий царь, Фёдор Алексеевич, был более благосклонен к монастырю и, собственно, к самому патриарху Никону. В 1679 году после посещения монастыря царем Федором Алексеевичем было принято решение о возобновлении строительства соборного храма в честь Воскресения Христова. Патриарху Никону было разрешено вернуться в монастырь, но по дороге он умер, гроб его был доставлен в монастырь и погребен в соборе, в приделе св.прор.Иоанна Предтечи. В наши дни при реставрации вскрыли гроб патриарха, но мощей там не оказалось. Где они, и какова их судьба, пока неизвестно. Есть легенда, что в годы гонений, сотрудники музея тайно перезахоронили его честные останки.
К главной части собора, (по-гречески «кафоликон»), с запада пристроен огромный зал «ротонда», где находится точная копия иерусалимской часовни Гроба Господня («кувуклия»). Над ротондой, то есть точно над часовней кувуклией, как и в иерусалимском храме, сооружен огромный шатер со множеством для дневного освещения зала окон (около 60). В междурядья окон идут рядами более двухсот небольших панно с библейскими сюжетами о Мессии. Весь шатер ротонды оставляет грандиозное впечатление у всех смотрящих на него и остается пока уникальным элементом в русском храмоздании.
В советские годы, на месте разрушенного во время Второй мировой войны "родного" шатра, (под ним в течение непродожительной немецкой оккупации располагался военный госпиталь, и при отступлении он был взорван), был собран металлический шатер, отличавшийся от оригинального по форме. Сейчас шатер вновь воссоздали из сибирской лиственницы по сохранившимся в архиве поздним чертежам Б.Растрелли. Первоначальный шатер обрушился еще в 18 веке из-за просчетов в конструкции первых архитекторов храма. А последующий пожар и общая ветхость храма, вынудили церковных иерархов тех лет почти заново отстроить собор с элементами популярного в 18 веке архитектурного стиля, классического барокко.
По странному совпадению, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме в 19 веке тоже произошел страшный пожар. И храм, где до сих пор происходит ежегодное схождение благодатного огня и отреставрированный в 19 веке на деньги казны двух христианских стран - России и Франции, так и не смог стать таким величественным и красивым, как прежний.
Итак, сегодня посетители русского монастыря могут полюбоваться единственной сохранившейся до наших дней копией, (пусть и не совсем точной из-за элементов позднего стиля барокко), того величественного Воскресенского храма, который был до 19 века в святом граде Иерусалиме.
По традиции Святой Земли, выходить из часовни кувуклии в русском соборе нужно, не поворачиваясь спиной к Гробу Господню, это несколько замедляет очередь, но делает поклонение благочестивым. В безбожные годы над входом в русскую часовню Гроба Господня горе-большевики повесили табличку, гласившую, что Бога нет. Действительно, Его во Гробе нет, потому что Он воскрес! Об этом еще 2000 лет назад Ангел Господень возвестил женам-мироносицам: " видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба" (текст взят из воскресного богослужения).
В северной части собора расположена церковь придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, а с востока - подземная церковь придел свв. равноапостольных царей Константина и Елены, которые, собственно, и открыли для нас многие святыни святого града Иерусалима – гвозди, терновый венец, одежды Спасителя, Гроб Господень, Камень помазания, (где готовили к погребению Тело Спасителя после снятия Его с Креста), и, конечно же, Животворящий Крест, на Котором из ребра нашего Спасителя излились целительные Кровь и Вода. И сейчас уже в нашем храме бьет цельбоносный источник, который забил при строительстве храма, а во времена большевистских гонений иссяк, и лишь после открытия монастыря вновь забил своими живоносными струями святой воды.
Всего в соборе более 20 приделов-храмов и алтарей в основном и верхнем ярусах собора. Некоторые из них были устроены уже после постройки храма. Сегодня для посещения доступны лишь некоторые из них. Многие иконостасы алтарей покрыты изразцовой плиткой. Сам патриарх Никон, по свидетельству современников, умел делать изразцы и писать иконы.
В соборе находится еще одна святыня, не связанная с земной жизнью Спасителя, но пользующаяся огромным почитанием со стороны всех носящих имя Татиана - десница вмч.Татианы, которая находится под иконой этой известной всему христианскому миру святой в особом ковчежце, открываемом для поклонения во время богослужения в храме.
Иконостас центрального придела, (собственно, самого кафоликона), поражает воображение своим убранством. А какая в нем интересная икона Богоматери "Радость Божьих ангелов" Жена, облаченная в солнце, и стоит на месяце, как образ апокалипсиса. А внизу под месяцем помещено изображение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Такая икона единственная, написанная специально для Нового Иерусалима по благословению Его Святейшества патриарха Кирилла.
Нынешний собор отреставрирован по последнему слову техники. Наряду со тщательно воссозданными элементами старого храма, были применены современные технологии - от теплого пола и колоколов с компьютерным управлением, до башенных часов, управляемых с космического спутника.
На следующей неделе, 29 октября, мы снова посетили монастырь, но уже с младшими учениками Воскресной школы. Помимо экскурсии по самому монастырю, мы побывали в Гефсиманском саду, где посмотрели ветряную мельницу, посетили мини-ферму со своими лошадьми, курами, овцами и козлами, а еще нам провели экскурсию по настоящей русской избе, которую в 20 веке перевезли на истринскую землю из Выхино.
Авторы текста и фотографии - диакон Сергий Аюпов и староста взрослой группы Воскресной школы, поэт и писатель Вера П. Дмитриева.