История религий: Вероучение и практика Ислама. Сравнительный анализ Ислама и Христианства.
В минувший понедельник, 25 мая 2015 года, в гостиной нашего храма в очередной раз катехизатор храма Преображения Господня в Тушино Алексей Волков прочитал лекцию из цикла Истории религий на тему: Вероучение и практика Ислама, сравнительный анализ Ислама и Христианства. Талант лектора, как всегда, собрал полный зал слушателей, а для тех кто не смог присутствовать на лекции лично есть возможность посмотреть видиеозапись. Для этого пройдите по ссылке ниже.
Ислам – религия ортопраксичная. То есть в Исламе практика превалирует над вероучением, которое во многом схоже с библейским. Это вполне объяснимо культурным влиянием Иудаизма и Христианства на формирование Ислама – самой молодой их мировых религий. В Коране можно встретить много аллюзий на темы Ветхого и Нового Завета, несмотря на то, что Коран – священная книга мусульман – совершенно не похож на Библию. В Исламе признается авторитет почти всех ветхозаветных пророков, а Иисус Христос – «пророк Иса» – считается в Исламе одним из самых великих пророков, вторым после Мухаммеда. Есть почти «библейские» учения о Едином Боге, который именуется словом «Аллах», о сотворении мира и людей, о грехопадении, об аде и рае и прочее.
Особенностью исламского богословия является учение об абсолютном предопределении, фатализме. «Воля Аллаха» тождественна судьбе, фатуму, року. Поэтому в отличие от Христианства источником зла, равно как и добра, является сам Аллах. Претензии Ислама на статус истинной религии разбиваются, прежде всего, именно об это учение. Бог есть Абсолютное Благо, что вполне убедительно доказывает философия. Но Абсолютное Благо не может быть источником зла. Поэтому, утверждая, что именно воля Аллаха является причиной существующего в мире зла, Ислам не возвышает его статус, а наоборот унижает. Тогда как Христианство, постулируя, что «Бог есть любовь» (Ин. 4, 8), предлагает миру учение о Боге как Абсолютном Благе.
Но главное в Исламе – это практика. Практическая сторона религиозной жизни мусульман регламентируется правилами Шариата. Шариат – это религиозный закон. Согласно Шариату все поступки делятся на обязательные, желательные, дозволенные, предосудительные и запрещенные. К обязательным относятся пять столпов Ислама: Шахада – исповедание веры, Намаз – молитва, Закят – религиозный налог, Ураза – пост в месяц Разан, Хадж – паломничество в Мекку в праздник Курбан-байрам. К желательным действиям (а иногда к обязательным) относят Джихад – священную войну по распространению свой веры. В Исламе довольно много всякого рода запретов, нарушение которых в исламских странах может быть чревато жестокими наказаниями.
Подвергаясь культурному влиянию завоеванных народов, Ислам впитал в себя некоторые мистические традиции, что привело к появлению в его недрах такого течения как суфизм. Суфии – это мистики-аскеты, которые посредством религиозных практик стараются пережить свою полную тождественность с Аллахом в религиозно-эротическом экстазе.
Реакцией на суфизм и его традиции чуждые учению Мухаммеда в Аравии в XVIII веке возникло движение по очищению Ислама от языческих наслоений – Ваххабизм. Это наиболее радикальное из всех направлений Ислама поныне является господствующим (правда, в несколько смягченном виде) в современной Саудовской Аравии. Современные "ваххабиты" Северного Кавказа – обычные террористы и к «Аравийскому Ваххабизму» имеют весьма косвенное отношение, используя последний лишь для придания «сакрального статуса» своей деятельности. Их жертвами становятся не только «неверные», но правоверные мусульмане, не разделяющие их крайних взглядов.
Бог, как Абсолютный Нравственный Законодатель, что подтверждают нравственные доказательства существования Бога, должен дать миру самый возвышенный нравственный Закон. В Христианстве таковым Законом является дух Евангельской любви. Да, не все христиане его выполняют, но это лишь подтверждает его Божественное происхождение – люди придумали бы для себя чего-нибудь попроще. В нравственных императивах Ислам уступает Христианству, и это признают сами мусульмане. Таким образом, «нравственный аргумент» тоже не в пользу истинности Ислама.
Является ли Ислам принципиально ложной религией или несет в себе частичную истину, как, например, религия Ветхого Завета, – вопрос слишком сложный. Главное понять, что Христианство полностью оправдывает статус истинной религии, тогда как Ислам оставляет довольно серьезную почву для сомнений в этом.
Следующая лекция запланирована на 1 июня. Ее тема будет звучать так: "Секты классические и тоталитарные".