Вы здесь

История религий: Секты классические и тоталитарные.

В прошлый понедельник, 1 июня 2015 года, в гостиной нашего храма в очередной раз катехизатор храма Преображения Господня в Тушино Алексей Волков прочитал лекцию из цикла Истории религий на тему: Секты классические и тоталитарные. Талант лектора, как всегда, собрал полный зал слушателей, а для тех кто не смог присутствовать на лекции лично есть возможность посмотреть видеозапись. Для этого пройдите по ссылке ниже.
 
Несмотря на то, что тема сект не ограничивается религиоведческой проблематикой, однако к Истории Религий она имеет непосредственное отношение, так как секты – особенно тоталитарные – паразитируют на традиционных верованиях.
  Секты делятся на классические и тоталитарные. Классическая секта это замкнутая религиозная организация, противопоставляющая себя доминирующей религиозной традиции в конкретном регионе. Скажем, в России это секты баптистов, пятидесятников, адвентистов и прочие. Классические секты, хотя и не несут в себе позитивной культурной составляющей, однако они относительно безобидны для общества в отличие от сект тоталитарных.
   Тоталитарные секты – это авторитарные сообщества (религиозные или нерелигиозные) с жесткой вертикалью власти, лидеров которых интересуют только власть и деньги, для достижения которых посредством обмана вербуются в эти сообщества люди. Адепты таких сект подвергаются психологическому насилию (а иногда и физическому) и эксплуатации.
   У подобных сообществ есть четыре характерных признака:
1. ЛИДЕР, который имеет абсолютную власть в секте;
2. ОРГАНИЗАЦИЯ с железной дисциплиной, подавляющей всякую свободу;
3. МЕТОД  достижения успеха, просветления, исцеления и прочего, который действует только в секте и делает секту сектой;
4. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ, предполагающий разные уровни информации – одно для «внешних», другое для «посвященных», третье для «правящей верхушки», которые могут быть принципиально противоположны друг другу.
   Секта скрывает негативную правду о себе, открывая ее своим адептам постепенно, по мере формирования у них психологической сектозависимости. Эта сектозависимость формируется также постепенно, хотя в иных сообществах практикуются и интенсивные методы «промывки мозгов» или правильнее – «контролирования сознания». Этот процесс проходит три этапа:
1. Tabula rasa (лат. «чистая доска») – все что вне или до секты априори объявляется злом и грехом.
2. Разлучение ума и воли – разум перестает критически оценивать действительность, воля секты замещает волю человека.
3. Индоктринация – усвоение новой доктрины, когда «сектантская галиматья» полностью заполняет сознание человека. После этой стадии никакие разумные аргументы на сектанта уже не действуют.
   На начальных стадиях «контролирования сознания» в секте используются:
1. Воздействие на страсти человека. Например, страсть тщеславия, обогащения, блуда, экстатических переживаний и прочее.
2. Заманивание на свою территорию и использование информационной блокады.
3. Стрессовое состояние человека (поссорился с подругой, провалил экзамен, умер кто-то из близких и прочее).
4. Иногда используются усиленные диеты, ограничение сна, тяжелый труд, необходимость все время быть в коллективе, заучивание текстов, длинные малопонятные и очень эмоциональные проповеди, сектантские неологизмы, необходимость выполнять какие-то совершенно абсурдные действия и прочее.
   Все это снижает возможность критической оценки действительности и превращает человека в послушного раба секты. Взамен сектант приобретает ужасающую иллюзию счастья. Он благодарен секте за то, что она избавила его от этого «злого» несектантского мира. Самое страшное наказание для сектанта – изгнание из секты.
   Пребывание человека в такой секте чревато для него тяжелыми расстройствами в психике. При этом, чем дольше человек пребывал в секте, и чем интенсивнее была его сектантская жизнь, тем опаснее для него будут ее последствия. Поэтому самое лучшее антисектантсткое средство – просто в секты не попадать. А для этого «врага нужно знать в лицо».