История религий: Секты классические и тоталитарные.
В прошлый понедельник, 1 июня 2015 года, в гостиной нашего храма в очередной раз катехизатор храма Преображения Господня в Тушино Алексей Волков прочитал лекцию из цикла Истории религий на тему: Секты классические и тоталитарные. Талант лектора, как всегда, собрал полный зал слушателей, а для тех кто не смог присутствовать на лекции лично есть возможность посмотреть видеозапись. Для этого пройдите по ссылке ниже.
Несмотря на то, что тема сект не ограничивается религиоведческой проблематикой, однако к Истории Религий она имеет непосредственное отношение, так как секты – особенно тоталитарные – паразитируют на традиционных верованиях.
Секты делятся на классические и тоталитарные. Классическая секта это замкнутая религиозная организация, противопоставляющая себя доминирующей религиозной традиции в конкретном регионе. Скажем, в России это секты баптистов, пятидесятников, адвентистов и прочие. Классические секты, хотя и не несут в себе позитивной культурной составляющей, однако они относительно безобидны для общества в отличие от сект тоталитарных.
Тоталитарные секты – это авторитарные сообщества (религиозные или нерелигиозные) с жесткой вертикалью власти, лидеров которых интересуют только власть и деньги, для достижения которых посредством обмана вербуются в эти сообщества люди. Адепты таких сект подвергаются психологическому насилию (а иногда и физическому) и эксплуатации.
У подобных сообществ есть четыре характерных признака:
1. ЛИДЕР, который имеет абсолютную власть в секте;
2. ОРГАНИЗАЦИЯ с железной дисциплиной, подавляющей всякую свободу;
3. МЕТОД достижения успеха, просветления, исцеления и прочего, который действует только в секте и делает секту сектой;
4. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ, предполагающий разные уровни информации – одно для «внешних», другое для «посвященных», третье для «правящей верхушки», которые могут быть принципиально противоположны друг другу.
Секта скрывает негативную правду о себе, открывая ее своим адептам постепенно, по мере формирования у них психологической сектозависимости. Эта сектозависимость формируется также постепенно, хотя в иных сообществах практикуются и интенсивные методы «промывки мозгов» или правильнее – «контролирования сознания». Этот процесс проходит три этапа:
1. Tabula rasa (лат. «чистая доска») – все что вне или до секты априори объявляется злом и грехом.
2. Разлучение ума и воли – разум перестает критически оценивать действительность, воля секты замещает волю человека.
3. Индоктринация – усвоение новой доктрины, когда «сектантская галиматья» полностью заполняет сознание человека. После этой стадии никакие разумные аргументы на сектанта уже не действуют.
1. Воздействие на страсти человека. Например, страсть тщеславия, обогащения, блуда, экстатических переживаний и прочее.
2. Заманивание на свою территорию и использование информационной блокады.
3. Стрессовое состояние человека (поссорился с подругой, провалил экзамен, умер кто-то из близких и прочее).
4. Иногда используются усиленные диеты, ограничение сна, тяжелый труд, необходимость все время быть в коллективе, заучивание текстов, длинные малопонятные и очень эмоциональные проповеди, сектантские неологизмы, необходимость выполнять какие-то совершенно абсурдные действия и прочее.
Все это снижает возможность критической оценки действительности и превращает человека в послушного раба секты. Взамен сектант приобретает ужасающую иллюзию счастья. Он благодарен секте за то, что она избавила его от этого «злого» несектантского мира. Самое страшное наказание для сектанта – изгнание из секты.
Пребывание человека в такой секте чревато для него тяжелыми расстройствами в психике. При этом, чем дольше человек пребывал в секте, и чем интенсивнее была его сектантская жизнь, тем опаснее для него будут ее последствия. Поэтому самое лучшее антисектантсткое средство – просто в секты не попадать. А для этого «врага нужно знать в лицо».