Вы здесь

История религий: "Религия Древнего Израиля от Вавилонского плена до Пророка из Назарета"

2 марта 2015 года, в понеделтьник, Алексеем Волковым была прочитана очередная лекция по Истории религий на тему: «Религия Древнего Израиля от Вавилонского плена до Пророка из Назарета». Рассмотренный на лекции период истории Израильского народа насчитывал более 5 веков.
 
  В плену религиозные чувства израильтян еще более усилились. Ненавидя своих поработителей, на чужбине израильтяне наслаждались мечтами о своем скором возвращении в Палестину. Поэтому, когда персидский царь Кир Великий уничтожил Нововавилонское царство, евреи встречали его как освободителя. И они не ошиблись в своих чаяниях.
   Возвращение евреев в Палестину шло в несколько этапов. В первых караванах, по-видимому, были наиболее религиозно-активные евреи. Индифферентные – предпочитали остаться в Вавилоне. Поэтому во вновь отстроенном Иерусалиме и его окрестностях стали преобладать «хасидим» (праведники) – наиболее экзальтированная часть еврейского народа. Тщательное соблюдение Торы (Закона) поглощало все их творческие усилия.
 
 В Торе – вся наука и вся философия; в Торе – вся экономика и всё искусство. «Изучай Тору день и ночь» (ТАНАХ, Йегошуа 1,8). Храм отстроен заново. Богослужения в нем великолепны. Но народ в массе своей чрезвычайно беден. Но это никого не смущает – нищета считается признаком праведности. Возникает идеология «эбионим» («אביונים – нищие), согласно которой Ягве любит только бедняков. Бедность и праведность отождествляются.

   Под персидским владычеством евреям в Палестине жилось относительно хорошо. Соседние племена на них не нападали. А персидские цари не мешали евреям предаваться наслаждению от скрупулезного исполнения предписаний Торы. Так продолжалось около двух веков.
   Но после завоевания Палестины Македонским царем Александром (IV век до Р.Хр.) ситуация сильно изменилась. Олимпийский Зевс Громовержец становится нетерпимым конкурентом самого Бога Ягве. Во II веке до Р.Хр. Антиохийский правитель Антиох Епифан начинает насильно насаждать греческие религиозно-культурные традиции в Палестине. По его приказу в Иерусалимском Храме устанавливают статую Юпитера (Зевса) Олимпийского. Недовольных подвергают жестоким преследованиям, пыткам, смерти. Еврейские религиозные традиции запрещены под страхом смерти. 

  Возникает недоумение. Куда смотрит Ягве? Отступники благоденствуют, а праведники принимают мученическую смерть за верность Торе! Тогда получает распространение учение о воскресении мертвых. Ягве наградит верных Ему мучеников, но не в этой жизни, а после воскресения. И тогда в Израиле активизируется национально-освободительное движение, лейтмотивом которого становится призыв «За Закон нужно умереть!» Священник Маттафия и его сыновья – братья Маккавеи – становятся во главе этого движения. Возглавляемая ими небольшая армия религиозных фанатиков добивается освобождения Израиля. Устанавливается Хасмонейское царство, просуществовавшее до 63 года до Р.Хр., пока оно не было завоевано римским полководцем Гнеем Помпеем.
   Палестина отныне – часть Римской провинции Сирия. Царьком этой неспокойной местности римляне ставят «своего человека» из местных – идумеянина по имени Ирод. Он вошел в историю с именем Ирод Великий. Он действительно был человеком выдающимся, если не считать его маниакальной жестокости и властолюбия. 

   Он знаменит тем, что именно он осуществил перестройку Иерусалимского Храма. К постройке нового Храма на месте старого приступили в 19 году до Р.Хр.; главные части его были закончены через 8 лет, а боковые портики строились еще довольно долго – до 63 года по Р.Хр. Так что Христос и апостолы проповедовали в строящемся Храме. В своем завершенном виде Храм простоял всего 6-7 лет, пока не был разрушен, уже окончательно, войсками римского полководца Тита.
   С гибелью Храма религия Древнего Израиля резко меняет свое лицо и свою суть. Если ранее сущностью иудаизма были жертвоприношения в Храме, то теперь, когда Храма нет, всё внимание обращено на Тору и её толкования. Место священника занимает раввин (учитель); место Храма – синагога; место Торы – Талмуд.
   Тема следующей лекции, которая состоится 9 марта: «Современный (раввинистический) иудаизм».