Вы здесь

История религий: История Восточного и Западного христианства после раскола.

20 апреля 2015 года, в понедельник, в гостиной нашего храма была прочитана Алексеем Волковым очередная лекция по Истории религий на тему: История Восточного и Западного христианства после раскола.
 
   Спустя немного времени после трагедии 1204 года в 1261 году императору Михаилу Палеологу удалось отвоевать Константинополь у латинян и продлить еще почти на 200 лет жизнь Империи. В Византии начинается расцвет религиозной культуры. Прежде всего, это касается традиций исихазма – практики умно-сердечной молитвы.
   В 1438-39 годах на Ферраро-Флорентийском соборе была предпринята попытка преодолеть раскол между Риской церковью и Восточными Православными церквями. Позиция Рима в этом вопросе была недвусмысленна – полное подчинение греков Римскому престолу без каких-либо компромиссов и уступок. Естественно, она не увенчалась успехом. Хотя многие восточные иерархи остались верны решениям этого собора.
   В 1453 году Константинополь был окончательно завоеван турками-османами. Но «худо без добра не бывает». Под исламским игом восточные народы, исповедовавшие Православие, начинают консолидироваться вокруг Церкви.
   Это приводит к национально-освободительному движению в XIX веке, в результате которого большая часть православных народов бывшей Османской Империи получают долгожданную свободу. Но на территориях самой Турции с приходом к власти Кемаля Ататюрка  христиан начинают буквально истреблять. Около трех миллионов православных греков были вынуждены эмигрировать из Малой Азии.
   В Западном Христианстве после раскола претензии римских пап на безграничную власть в Западной Европе достигают своего предела в правление Григория VIII Гильдебранда (XI век) и Иннокентия III (XIII век). При Иннокентии III «утоплена в крови» ересь альбигойцев на Юге Франции.  При нем  учреждаются так называемые «нищенствующие монашеские ордена» – доминиканцы и францисканцы. Они носят миссионерский характер. Но им не удалось остановить религиозные процессы в Западной Европе, приведшие к Реформации и появлению Протестантизма в XVI веке.
   Чтобы преодолеть распространение Протестантизма в 1534 году учреждается новый католический орден – Братство Иисуса. Благодаря его деятельности распространение Протестантизма приостанавливается.
  В XIX и XX веках Римско-Католическая церковь принимает ряд догматов, не согласующихся с древним Церковным Преданием. Однако политика «аджорнаменто» (обновления), осуществляемая в середине XX века, приводит к потеплению межконфессиональных отношений. Что выразилось в подписании в 1965 году декларации «о взаимном снятии анафем» между Константинопольским патриархом Афинагором I и Римским понтификом Павлом VI.
   Протестантизм. Христианские сообщества, выделившиеся в процессе Реформации в XVI веке, обобщенно именуемые словом «протестантизм», оказались внутренне нестабильны и разделились на несколько течений. Лютеране – последователи Мартина Лютера, «отца Реформации». Кальвинисты – последователи Жана Кальвина – наиболее радикальные протестанты. Во Франции их именовали гугенотами. В Англии – пуританами или «низкой церковью» в противовес «высокой церкви» – Англиканству.
   Понимая свою раздробленность, протестантский мир в начале XX века начинает процесс «Экуменического движения», цель которого – сближение различных христианских конфессий. В 1948 году в Амстердаме учреждается экуменическая организация «Всемирный Совет церквей», в состав которой помимо протестантских конфессий входят Константинопольская и Элладская Православные церкви, а с 1961 года – Русская Православная церковь и ряд других Православных славянских церквей. Римско-Католическая церковь в экуменическом движении не участвует, хотя весьма доброжелательно к нему относится.