Вы здесь

Игры династии

Передача власти в России часто сопровождалось обстоятельствами, которые ставят под сомнение законность этой процедуры. Своими взглядами на русскую историю делится доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой

 

Получается,  для монархии принцип династированного наследования не обязателен? То есть можно монарха выбрать?

– Конечно. Смотрим дальше: что происходит с Романовыми? 1682 г., на престоле сменились только трое из Романовых – Михаил, Алексей и Фёдор Алексеевич… И опять - революция и гражданская война. Хованщина. Хованщина – это в музыке очень красиво. А в жизни – что это такое? Это народ своим голосованием, подбитый Хованскими, боярами, стрельцами, вдруг требует, чтобы царей было два, устраивают лишнюю ветвь династии, выбирают брата царя Петра тоже царём – Иоанна Пятого.

Опера «Хованщина» на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Фото: Газета «Коммерсант»

И что происходит? В результате: умер Пётр I – и приглашают из Курляндии Анну Иоанновну, из этой самой лишней ветви династии. И она с Бироном десять лет правит страной. Потом дочь Петра – опять-таки с дворцовым переворотом, с небольшой революцией, с арестом всех сановников и отправлением их на каторгу. И в том числе арестовывают Анну Леопольдовну, которая племянница Анны Иоанновны, и законного Государя Императора, хоть и шестимесячного, Иоанна Шестого. Он потом двадцать лет просидит в тюрьме и при Екатерине будет убит в тюрьме, ликвидирован, как опасный претендент, как «железная маска».

А что потом происходит? Потом умирает и Елизавета Петровна, и появляется на престоле как бы законный император Пётр III. А его через полгода убивают в Ропше – вилкой или ещё чем-то. Это я нарочно как бы обостряю легендарные сведения - но, во всяком случае, убивают.

Пётр Третий посещает Иоанна Шестого в его шлиссельбургской камере. Иллюстрация из немецкого исторического журнала начала XX века

И приходит Екатерина Вторая – великая государыня, замечательная! Она никаких прав по существу бы не имела, если бы полгода не была императрицей, женой императора. А потом она не даёт власти своему сыну – вопреки принципу любой монархии, любой династии,. 35 лет почти правит государством. Потом приходит на четыре года её сын Павел Петрович, которого вилкой или графином по голове, или серебряным портсигаром, как говорят, тоже убивают. Причём убивают как бы с ведома сына, Александра Благословенного! Вы мне будете говорить, что это – монархия?!

После этого Александр правит – и у него тоже нет сыновей. Некое проклятье или заклятье династии – нет у него сыновей! И когда умирает Александр Первый, опять вспыхивают беспорядки. Потому что его брат Константин отрёкся от престола ещё при жизни Александра, но никому об этом не сказали, даже Николаю, второму брату. Происходит опять безобразие.

И так по существу – до конца. Александра Второго убивают в 1881 году при каких обстоятельствах? При том, что он только что женился на своей уже морганатической собственной любовнице, княжне Долгорукой. И собирался уже её венчать императрицей – и вся семья была против. Это была династическая трагедия и для Александра Третьего, и для великого князя Сергея Александровича, и для других членов династии. Мария Александровна Эдинбургская, дочь Александра Второго, не разговаривала с отцом последние годы. Опять кризис! Если бы это было чуть-чуть пораньше, то это был бы точно такой же династический кризис. Просто его вовремя убили, грубо говоря. Поэтому кризис ушёл в социально-политическую сферу, в революцию. А по существу революцию устроил изнутри император, внутри своей собственной семьи, когда при живой Марии Александровне завёл вторую семью. Вопреки монархическому принципу, вопреки воле всей семьи, всех своих сыновей и дочерей – но завёл, однако. Вот вам и всё! Какой тут монархический принцип?!

А 1917 год, когда Государь Император Николай Второй подписывает своё отречение? Он по монархическому принципу и по монархическим законам имел право это делать? Да ещё и за своего сына тоже – чего точно не прописано в законах, чтобы за сына отрекаться? Да ещё в пользу своего брата Михаила, про которого точно знал, что он не имеет права на престол в результате морганатического брака – он сам же его выслал из страны в своё время? Михаил только вернулся в 1914 году в связи с войной – выпросил себе право вернуться в Россию. И Николай II, однако, трижды нарушает законы – отрекается сам, отрекается за своего сына и назначает преемником своего брата. Это – монархия?!

Убийство императора Павла I. Рисунок Филиппото

– Так что у нас монархии никогда толком не было?

– Сейчас я отвечу. Посмотрим дальше. 1921 или 1922 год – Кирилл назначает себя местоблюстителем сначала, а в 1924 году провозглашает себя императором в Кобурге. Это что такое? Это – полное вырождение монархического сознания! Не имея никаких прав, никаких оснований, не имея поддержки среди своей собственной романовской семьи, потому что все, в том числе и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, единственная из живых носителей власти – все были против этого! И лидером бесспорным все признавали великого князя Николая Николаевича-старшего. И в результате эмиграции, в том числе монархической, династия разделилась на два стана – николаевский и кирилловский. И что в результате? Самозваная Мария Владимировна, её императорское высочество, глава императорского дома, которую императорский дом не признаёт. Для Романовых её дезавуировали в качестве главы императорского дома. Я был на перезахоронении Марии Фёдоровны в Петербурге в 2006 году -– все Романовы стояли отдельно, она стояла отдельно. Это монархическое сознание?! Это монархическая династия?! Да не надо мне этого говорить!

Вот, к сожалению, как обстоит дело. Не в том дело, что у нас никогда не было монархии – она местами, временами, в отдельных своих носителях у нас была. А дело в том, что монархии в том виде, как мы по учебникам, по книгам, по романтическим своим представлениям, привыкли думать – её, вообще, никогда не бывает.

 

Продолжение следует...

 

Начало цикла бесед:

Зачем позвали Рюрика?

 

От вещего Олега до князя Всеволода

 

Как на Руси выбирали царя?